Юрий Карманов, воспоминания.
Учеба в Коломенском ордена Ленина Краснознаменном артиллерийском училище
/август 1959 г. - июль 1962 г./
Я коломчанин с 1947 года, до этого жил с родителями в Ленинграде и Таганроге.. Решение о поступлении в военное училище мною было принято неожиданно для моей мамы и друзей т.к. я уже, учился на выпускном курсе техникума.
В городе Коломне я был известным спортсменом -1 разрядником. Моими успешными видами спорта были баскетбол и ручной мяч. Я играл за команду коломенского тепловозостроительного завода (ДСО «Авангард») и за сборную города. Естественно я был знаком с курсантами училища, разных лет выпусков(Зязин, Иванов, Подлубный, Погоржельский) и офицерами (в частности с к-ном Лебедевым), которые играли за училище и привлекались в сборную города. Их настойчивые предложения сыграли основную роль в принятии мной решения поступать в училище, стать кадровым военным. Тем более, что, по слухам, училище уже готовило не артиллеристов, а ракетчиков с получением гражданского диплома и специальности – техник-электрик или техник-механик. И так, первый шаг (есть решение и желание поступить) в армейскую жизнь сделан!
Забрав, не без проблем, личные документы (главное аттестат зрелости) из техникума, в первых числах августа я уже сдавал вступительные экзамены. Кстати, пожертвовав билетом (на 19.08) на американскую выставку проходившую в Москве.
Почему я акцентировал на этот, казалось бы, рядовой эпизод? Это был 1959 год, мне 19. К тому времени я успел пожить и поучиться в г. Ленинграде, в городе более доступном информационно, как к культурным, так и к техническим достижениям запада. А, выставка достижений США проводилась в СССР впервые, и очень хотелось увидеть всё в воочию. Тем более, что, уже побывавшие на выставке привозили сувениры, красочные рекламные буклеты, значки, жвачки , пепси-колу и тп. т.е то, что нам было недоступно и в «диковинку» !
Что бросилось в глаза - это многочисленные группки молодых ребят - абитуриентов, и одиночки, в сопровождении родителей или дедушек, при орденах, толпящихся около и в самом здании церкви, которое было переоборудовано, под учебный корпус, спортзал и если не ошибаюсь, пошивочную и сапожную мастерские. Вот здесь и вершились судьбы юношей, определялось их будущее. Они, образно говоря, стояли на пороге жизни, а реально церкви.
Церковь Рождества Христова. В 1930-е годы разобрали колокольню церкови до первого яруса. Семейный склеп Шевлягиных был сломан, могилы разорены. Поэтому нашим взорам предстала церковь в весьма усеченном виде.
В стенах церкви сначала устроили спортзал, затем пошивочную мастерскую, а с 1953 г. здесь располагались учебно-производственные мастерские Коломенского артиллерийского училища.
Реставрация храма началась в 1997 г. На западной стене установлены памятные доски из чёрного мрамора, на которых выгравированы имена воинов-михайловцев (выпускников Михайловского военно-артиллерийского университета, филиалом которого наше училище), отдавших жизнь свою за Отечество, начиная с 1831 года.
Секретарем или зам председателя приемной комиссии был назначен начальник Цикла материаловедения п-к Стерлингов, в приемной комиссии были преподаватели училища и школ города. (Одни из вершителей) . Решение о зачислении в училище принималось Мандатной комиссией. Церковь (читай учебный корпус) была напротив КПП, вне основной территории училища.
Вообще в те годы училище располагалось не на одной общей территории, а состояло из: - закрытого городка в котором были: -здание с канцеляриями и спальными помещениями для курсантов 1 и 2 дивизионов, столовые, медчасть, учебные корпуса и мастерские, клуб и большой плац. На прилегающей улице, в отдельно стоящем старинном здании (Дом_Мещаниновых), размещались- Управление и службы училища. В этом же здании было отделение городской почты. К зданию примыкала хозяйственная территория училища, тыльная сторона, которой, граничила со стадионом ДСО «Текстильмаш» и жилыми домами.
Вот здесь и начиналась, для абитуриентов, неизвестная армейская жизнь, по рассказам и прочитанной литературе, являющейся и престижной и, во многом, романтичной. Конкурс составлял 20 или 30 чел. на 1 место. Приемная комиссия заседала ежедневно, в первые дни отсев был массовый. Видимо специально были созданы условия для резкого сокращения числа абитуриентов. Первым экзаменом, как правило, была математика, которая и давала большое количество абитуриентов «на отсев».
Для размещения прибывающих, на хозяйственной территории, был разбит палаточный городок, в котором они были распределены по группам численностью по 30-40 чел. Организация быта, несения службы суточным нарядом, построения и перемещения групп, а также проверки наличия и контроль за местом их пребывания осуществлялись офицерами училища и сержантами 3 года срочной службы (из ДБО училища). Различного рода нарушения, включая употребление спиртных напитков, отсутствие на общих построениях и после отбоя, особенно в первый период, приводили к немедленному отчислению.
Сдача экзаменов сопровождалась постоянным контролем за абитуриентами, на предмет их физического и психологического состояния, дисциплины. Офицеры, старшие групп, вели такие списки, как бы осуществляя негласный отбор кандидатов, для поступления или для отчисления. Например, ежедневно, на физической зарядке и в течение дня, проводили проверки по подтягиванию, подъему переворотом, выходу силой на перекладине, на количество раз. Были всякие «умельцы» одни могли подтянуться, только, 1- 2 раза, а некоторые и более 20. Запомнился один очень худенький, жилистый паренек, весом всего 46 кг. Подтянувшийся раз 30, но медкомиссией к экзаменам не был допущен из-за дефицита веса. Его было жаль, он плакал и обещал много есть и набрать вес. Кстати первый экзамен, по математике, он сдал на 5.
Привлекательными(приоритетными) абитуриентами были солдаты, спортсмены, музыканты. Среди поступавших были и лица, которые пользовались правом зачисления без вступительных экзаменов, проходя только собеседование и мандатную комиссию. Вот из таких лиц (уже принятых!) создавались команды, которым выдали старое рабочее обмундирование и привлекали к работам по приведению казарменных помещений в готовность к размещению курсантов, принятых в училище и курсантов старших курсов, прибывающих из отпусков. В готовность к учебному процессу приводили аудитории, учебные мастерские и их оборудование. Всё чистили и драили, в.т.ч. обновляли разметку строевого плаца. Проявлялись и юмористы среди офицеров. Например, на построении, методом опроса, определяли, кто уже успел приобрести рабочую специальность. И они получали участок работы, «соответствующий» специальности. Так механики драили в мастерских станки, таскали какие-то трубы. Электрикам «доверили» мытье окон, закрепление карнизов и штор. Все остальные «не имевшие гражданской специальности» занимались выносом, вывозом мусора. Ну, примерно, как в анекдоте – «Прапорщик на построении - Товарищи курсанты! Кто хочет на уборку картошки ехать на машине? Выйти из строя". Вышло 4 человека. Прапорщик – "Хорошо, остальные пойдут пешком».
Спальное помещение в казарме тех лет представляло собой мрачное метров до 40 в длину, серое неуютное помещение с асфальтовыми полами, небольшим центральным проходом и 100-ней кроватей расположенных в два яруса (для первокурсников). После мандатной комиссии проводилось комплектование подразделений. Комплектование взводов и батарей было предварительным и к началу учебного года претерпело большие изменения. Итак - 2 дивизион, комдив п-к Кожевников (после него п-к Кучерявенко). 5 батарея, комбат м-р Владимиров (после него к-н Скрынник.) Командиры взводов: 3 курса к-н Турусин (участник учений с применением ядерного оружия на Тоцком полигоне), 2 курса- к-н Токмаков, (зам.комвзвода - с-т Л.Филь), 1 курса 151 взвода- л-т М.Буранов,(замкомвзвода-третьекурсник ст. с-т Г. Плякин) 1 курса 152 взвода-л-т В. Таран, (замкомвзвода - третьекурсник с-т В. Кубышкин), старшина батареи третьекурсник с-на А.Соколовский, каптенармус-рядовой 3 года службы из ДБО училища – ряд. Майстренко. Казарма 5 батареи размещалась на 3 этаже. В каждой батареи было по 100 человек.
м-р Владимиров
Не знаю почему, но руководил первоначальным комплектованием взводов 1 курса, для всего 2 дивизиона, комбат 5 батареи м-р Владимиров. В последние дни августа все первокурсники дивизиона, по ранжиру, были построены в казарме . Вот здесь, по предварительно составленным спискам, происходило уточнение и окончательное формирование взводов первокурсников, с распределением по батареям (5-7 батр). Аналогично происходило и в 1 дивизионе (комдив п-к Пестов).
Комбат 5 батареи майор Владимиров не преминул воспользоваться своим «руководящим» положением, отобрал из правофланговых!, себе, два взвода первокурсников (151 и 152), которые, на его взгляд, и по рекомендациям курсовых офицеров были лучшими, и не только по росту. Тем самым заложил основу и рассчитывал, в перспективе, быть одним из передовых комбатов Вторые, два взвода «лучших», отдал комбату 6 батр к-ну Коношенкову. Ну, а взводы первокурсников 7 батр. , в отсутствие комбата майора Черноштана, комплектовали левофланговыми, которые, естественно, были невысокими. А, было это так – с левого фланга отсчитали «остатки», скомандовали – «Направо, В 7 батарею шагом марш!» Позже, за свой вид низкорослых, 7 батарея получила, смешливое негласное, прозвище – «черная сотня Черноштана"!
Приказом начальника училища нас зачислили курсантами 1 курса КАУ и с 1 сентября 1959 года мы начали осваивать азы воинской службы, начиная с изучения основ – Общевойсковых Уставов ВС СССР, и прохождения курса молодого бойца на летней базе училища - лагерь в Сельцах.
-------------------------------