Артем Тарасов
Февраль 1987 года. Иду я по Остоженке после очередных переговоров, как вдруг возле меня останавливается черная «Волга». Из машины выходит Виталий Кеонджян и приглашает меня сесть в машину. Мы подъехали к океанографическому институту, где Виталий был заместителем директора. После короткого разговора он отвел меня в какую-то лабораторию и сказал сотрудникам, чтобы меня не выпускали. Примерно через полчаса он входит в лабораторию вместе с темноволосым мужчиной лет 35–40, очень приятной внешности.
– Познакомьтесь: Рубен Лачинов – Артем Тарасов, – представил нас Виталий и добавил, – вы нужны друг другу, – после чего он хлопнул меня по плечу и вышел.
Еще 19 ноября 1986 г. в СССР был принят Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», а 5 февраля 1987 г. Совет Министров СССР издал постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления». Артем как раз был одним из первых, кто организовал кооператив. Он предложил мне вступить в кооператив или по крайней мере использовать возможности кооператива, в частности, для внедрения своего изобретения. Все предложения были приемлемы и очень заманчивы.
Продолжая работать в НИИЦСУ ЭКОР, я организовываю с помощью Артема компьютерный зал в одной из фоторадиомастерских в Чертаново.
Это стоило не малых усилий, но интерес у ребят и взрослых к новому виду развлечения был огромен.
В комиссионных магазинах Москвы, вернее, в одном – на Садово-Самотечной, появились первые игровые компьютеры Spektrum, Atari, Sinkler, Commodore64 и даже Yamaha MSX. Программы в них загружались с кассетного магнитофона. Компьютеры привозили из-за границы дипломатические работники, спортсмены и моряки. Стоимость их была сумасшедшая - от 1500 до 5000 руб. Моя однокомнатная квартира в это время стоила 2700 руб.
Как у меня появился первый компьютер можно прочитать здесь.
На пороге моего дома появляется Юрка – уволенный в запас подполковник Юрий Михайлович Таранин. Это ради нашей с ним дружбы я пошел к начальнику военного училища. Я очень обрадовался этой встрече. Он служил в Германии, вернулся домой. Теперь думал, чем заняться, и хотел бы пойти в кооператив на работу автослесарем.
– Ты что, будешь на склоне лет весь пропахший бензином и мазутом и с неотмытыми руками? Зачем тебе это надо? Иди ко мне в компьютерный зал, – предложил я ему.
– Да я в этом ничего не понимаю, – как всегда с легкой улыбкой возражал Юрий.
– Я научу, ничего там сложного нет.
Так в компьютерном зале появился Юра Таранин. Должности нас тогда не волновали, он был просто старшим, и у него в подчинении был еще один отставной военный. Он получил в Подмосковье хорошую квартиру, стал обустраиваться. Я помогал ему чем мог – дал денег на гараж и внес половину суммы на автомашину. Он часто ночевал у меня и рассказывал Алешке про меня всякие истории.
– Пап, ты чего мне никогда ничего не рассказываешь? – спрашивал меня сын с горящими глазами после очередного повествовании Юры.
Итак, компьютерный зал. Зал быстро стал себя окупать. Артем Тарасов и Анатолий Писаренко регистрируют кооператив "Техника". Кооператив быстро набирает обороты. С Артемом приятно было работать, как приятно быть рядом с первооткрывателем. Мы жили недалеко друг от друга: я – на Большой Черемушкинской, а Артем – на Нагорной. Все чаще и чаще я приезжал к Артему домой. Часто можно было видеть со двора у открытого окна на первом этаже работающего за пишущей машинкой Артема. Он не изменял своим привычкам даже после того, как прогремел на всю страну: "Первый советский миллионер!". А это, на мой взгляд, было совсем небезопасно. Всегда в работе и поиске. Я никогда его не видел раздраженным. Он умел слушать и был открыт для общения. Я видел, как он много работает. Вернее, я не видел его не работающим, а потому всегда старался быть максимально лаконичным.
Артем помог мне внедрить изобретение, и я получил кучу денег. Это было невероятно, но происходило почему-то спокойно. Помню, как мы с моим младшим сыном Антоном пришли поздно вечером к Артему, получили за изобретение 40 000 рублей (стоимость 4–5 новых автомобилей), положили в полиэтиленовый пакет и пошли пешком к себе. Машины у меня тогда не было – старый автомобиль я продал, а новый еще не купил.
Компьютерный зал не был делом моей жизни, но это было конкретное дело. Компьютеры еще были экзотикой. Я все еще работал в ЭКОРе и не прекращал поиски работы и организаций для внедрения своего изобретения.
Я успевал все. В этот период мы жили вдвоем с Алешкой. Стирка, уборка, приготовление пищи – все было на мне. Правда, Алешка всеми силами старался мне помочь.
Шло время, в апреле-мае 1988 года я прохожу собеседование в первом совместном советско-американском предприятии "Диалог". Мне очень понравилось, как там все основательно продумано и организовано. Команда была напористой, дружной, инициативной. Первое, с чего они начали, – подбор и обучение кадров.
Чтобы сломать психологию совкового обывателя, были прочитаны насыщенные лекции лучшими зарубежными психологами. Для того времени это было что-то из мира фантастики. Занятия проводились на ВДНХ. В перерывах нас обслуживала специально арендованная автоматическая пекарня на колесах, приготавливающая пиццу. Этот огромный сверкающий лайнер на колесах прибыл из Америки показать, как можно и надо работать, если ты свободен. Для меня решение было принято, и я оформил перевод из ЭКОР в "Диалог", о чем свидетельствует запись в трудовой книжке от 15 июля 1988 г.
СП «Диалог» было зарегистрировано 29 декабря 1987 г. как первое совместное советско-американское предприятие в области вычислительной техники и программирования. Учредителями СП "Диалог" стали: с российской стороны – Московский государственный университет, Центральный экономико-математический институт, ВЦ РАН, ПО "КамАЗ", В/О "Внештехника" и ГДИВЦ ВДНХ – интеллектуальные ресурсы; с американской стороны – фирма Management Partnerships International, созданная Дж. Ритчи, основателем и президентом фирмы CRT (Чикаго) специально для сотрудничества с СССР – финансовые инвестиции. Основными направлениями деятельности СП "Диалог" с самого начала были: сборка компьютеров, создание и дистрибуция собственных и иностранных программных продуктов, обучение работе на персональных компьютерах, технический сервис средств вычислительной техники, консультации в области компьютерных технологий.
Узнав о моем решении, Артем настойчиво убеждал меня остаться с ним. Основной довод его был, что в "Диалоге" я буду подчиненным, а в кооперативе могу открыть свое дело, не задумываясь об организационных проблемах.
В это время Володя Яковлев, возглавляющий в кооперативе "Техника" службу "Факт" решил покинуть кооператив и уйти в свободное плавание.
Служба "Факт" давала справки москвичам о кооперативах, поскольку они множились, а информации было очень мало. Схема была простая: вы звоните со своего домашнего телефона в службу и спрашиваете, например, кооператив по ремонту обуви. Вам тут же дают координаты двух кооперативов по тематике и высылают на ваш адрес счет, как за междугородные переговоры, на сумму один рубль. В счете есть предупреждение, что если оплата не будет произведена, то телефон будет отключен. Справка стоила один рубль.
С каждым месяцем спрос на эти услуги рос, поскольку кооперативное движение мощно набирало силу. Почему я так подробно это описываю? Дело в том, что, когда Володя Яковлев отпочковался от кооператива "Техника", Артем предложил мне занять эту нишу.
Владимир Яковлев родился 8 марта 1959 года. В октябре 1987 года корреспондент журнала "Огонек" Владимир Яковлев создал в кооперативе "Техника" справочно-информационную службу "Факт". 15 июня 1988 года зарегистрировал информационный кооператив "Факт".
C этого момента начинается история Издательского дома "КоммерсантЪ". В 1989 году открыл информагентство "Постфактум". 8 января 1990 года начал выпуск первой в стране деловой газеты – еженедельник "КоммерсантЪ", на основе которого позже был создан ИД "КоммерсантЪ".В июле 1999 года Владимир Яковлев, Борис Каськов и Леонид Милославский продали акции ИД британскому бизнесмену Киа Джурабчиану. В августе стало известно, что 100% акций "Коммерсанта" купил Борис Березовский.
Через день-два я предлагаю Артему сделать развернутую службу услуг – Службу поручений и назвать ее "Топаз" – телефонное обслуживание поручений, абонементы, заказы. "Топаз" мог бы не только давать справки, но и выполнять любые поручения в рамках законодательства. От простых – "купите и привезите", до сложных – например, "каждую среду отвозите моего ребенка из школы в бассейн" или "пришлите мне копию рукописи из Лондонской библиотеки...". В перспективе мы должны были уметь все, а для клиента назвать время исполнения поручения и сумму за услугу. Артему эта идея понравилась, хотя он сразу предупредил, что это очень сложно сделать организационно. Я сам загорелся от собственной идеи, и мы решили действовать. Извинившись перед "Диалогом", 28 июля 1988 года я был зачислен в кооператив "Техника" руководителем службы.
Сразу после принятого решения мы втроем, я, Алеша и Антошка, на новом машине москвич-2141 поехали отдыхать на Волгу, на свое любимое место под Волгоградом, на целую неделю. Очень хорошо запомнилось, что в стране в это время было туго с бензином, и мы запаслись талонами на бензин и старались ехать накатом. По нашим подсчетам мы с выключенным двигателем проехали более 100 км, то есть около 10% от всего пути. На обратном пути я таких проблем не помню.
Вернувшись с короткого отдыха, мы с Артемом поехали к Ухловской Людмиле Георгиевне – начальнику Московской телефонной справочной службы 09. Как и в службе "Факт", так и теперь, служба 09 должна быть одним из основных звеньев технологической цепочки: рассылка квитанций на оплату услуг и реализация санкций, если оплата не поступала. Все деньги клиенты посылали на счет службы "09", после чего они перечислялись в кооператив за минусом 20 коп. за каждую выписанную квитанцию. В ведении Ухловской Л. Г. было общежитие в Южном порту, на ул. Речников, и техникум, готовящий специалистов для служб МГТС (Московская городская телефонная сеть). Мы договорились, что нам предоставят помещение в общежитие, на втором этаже, проведут многоканальный номер, но расчет будет производиться не по 20 копеек за квитанцию, а 40. Мы согласились. Нам также было разрешено подобрать из сотрудников службы "09" телефонисток.
Все складывалось удачно, и я с энтузиазмом взялся за работу. Все время я чувствовал поддержку Артема, которая мне была очень нужна.
Заканчивая эту страницу, хочу отметить редкую черту Артема: он никогда не нарушал своего слова. Главное – с ним договориться, ну а если договорились, то будьте уверены: Артем слово сдержит. Именно этого качества не хватало начинающим, да и теперешним бизнесменам, которые торопятся делать деньги, не считаясь со своей репутацией. А репутация в бизнесе – основа.