Служба поручений
Служба поручений "ТОПАЗ", 1988–1990 г.
Ремонт и оборудование помещения мы сделали достаточно оперативно. Многоканальный телефонный номер 115-10-01 обеспечивал возможность 10 одновременных звонков по этому номеру. Мы отобрали после собеседования 10 телефонисток.
Это были замечательные девчата. Два года работы в службе "09" выводило их на очень высокий уровень профессионализма. Они принимали до 100 звонков в час. Знали на память сотни телефонов больниц, мэрии, театров и прочее. Но самое главное, они могли вас провести по телефонным линиям к цели – это был их мир, и они себя чувствовали в нем свободно.
У нас подобралась отличная команда и в руководстве:
• Горлова Марина – главный бухгалтер.
• Фиошкин Юра – компьютерный инженер.
• Таранин Юра – хозяйственная часть, общие вопросы.
Кооператив выделил нам компьютеры. Были написаны специальные программы для наших задач. Кроме того, мы разработали систему регистрации и хранения на карточках, на случай отказа компьютеров. По мере работы в нашей базе данных только владельцев автомобилей, готовых оказывать услуги по нашей просьбе, было около двухсот. Много было врачей, юристов, учителей, сантехников и строителей, переводчиков и машинисток... Были и такие редкие специалисты, которые могли, например, обеспечить перевоз нестандартной крупногабаритной техники железнодорожным транспортом.
Имея обратную связь со своими абонентами, производилась качественная оценка специалистов, и мы предлагали всегда лучших. Так происходил естественный отбор – лучшие специалисты получали от нас больше клиентов.
Как мы себя рекламировали? Прежде всего через телевидение. Особенно перед праздниками, когда кому-то надо вручить цветы или подарок, а времени или возможности нет. В журнале "Спутник", выходящий на многих языках мира и распространяющийся на всех континентах, периодически появлялась наша реклама. Мы даже не готовы были к такому отклику, поскольку писем было очень много и с самыми разными просьбами. Появление в то время в организации компьютера было признаком очень передовой технологии, А тут, на рекламе, видно два!!! компьютера. Ну и самым доступным для нас была радиореклама.
"ТОПАЗ" работал круглосуточно, и это было принципиально важно для службы поручений.
Так что же мы делали? Наша задача состояла в том, чтобы человек знал, что если он помнит телефон Службы поручений, то он никогда ничего не забудет, не пропустит, сэкономит время и может решить любые проблемы. Боитесь, что сгорит утка в духовке, – звоните, и мы напомним. Разбудить – таких заказов было очень много. Причем будили надежно. Звонили в назначенное время, а через 10 минут перезванивали, чтобы убедиться.
Наиболее сложные заказы связаны с транспортом. Например, семье нужен водитель по вторникам и четвергам, чтобы отвозить ребенка в спортзал или какой-то кружок, а затем привозить его домой. Водитель должен быть один и тот же. Мы такие заказы выполняли. Еще распространены были заказы с передачей в больницу продуктов для своего родственника и получения от него посланий или пожеланий. Как правило, это делали водители из нашей базы данных на своих машинах. Если иностранец заказывал автомашину, то водитель обязательно знал язык, на котором они могли общаться. Нередко и мне приходилось ночью привозить кому-то сигареты.
Но все же больше всего – это поиск лучших врачей. И они у нас в базе были. Кого-то мы находили, а кто-то сам звонил в "ТОПАЗ" и предлагал свои услуги, кого-то рекомендовали наши абоненты. Были и такие специалисты, которые соглашались предоставлять услуги нашим абонентам только "из уважения" к нашей службе и только в крайнем случае. Это были специалисты высочайшего уровня.
Напомню, что никакого Интернета еще не было. Сотовых телефонов не было. Чиновники в бизнес еще не лезли, но, по возможности, саботировали.
Ну, вот, вроде все гладко и красиво. Работай – и радуйся. Но в жизни оказалось все куда сложнее. Служба получилась очень сложная и требовала огромных усилий, чтобы обеспечить разнообразный спектр услуг.
Дважды с Артемом мы выходили на мэра Москвы с просьбой переподчинить один-два таксомоторных парка кооперативу для выполнения задач службы поручений. Таксомоторные парки в это время разваливались на глазах. Народ предпочитал частника. Таксисты увольнялись.
На совещаниях все очень одобрительно отзывались о Службе поручений и о поставленных задачах, но на деле все саботировалось. Начальник Мосгортранса так и сказал: "...или забирайте все таксопарки, или ни одного не получите".
Страна переживала не лучшие времена, и мы работали с минимальной наценкой, рассчитывая на количество. То количество звонков, которое было на первом этапе, едва хватало, чтобы "прокормить" своих сотрудников. Юра Таранин решил покинуть меня и с приятелем в кинотеатре на Каширском шоссе организовал компьютерный игровой зал, благо что опыт у него уже был. Я сильно переживал– бросить друга, когда нужна помощь?
Но самая большая проблема оказалась в другом: нельзя привязывать бизнес к чужим площадям, а мы его привязали очень жестко, поскольку были проведены и разрекламированы телефонные линии. Когда Л. Г. Ухловская увидела, что ее сотрудники выписывают квитанции не на один рубль, как службе "Факт", а на 50–200 рублей, то она отключила телефоны и потребовала пересмотреть договор. Ее условие: за выписывание квитанции платить 10% от суммы. Это был удар ниже пояса. Подключился Артем. Разговор с Ухловской был непростым, но в конце концов согласились на том, что платим 7%, но не меньше 10 коп.
Для того чтобы как-то поддержать службу поручений, призванную обслуживать многомиллионный город, я открываю компьютерный зал на первом этаже общежития, чтобы предоставить услуги даже не в районе, а в квартале города. Покупаю шесть игровых компьютеров, шесть мониторов и пару дисководов. Ожидания оправдались, и зал нам помог финансово поддержать службу в тяжелые времена. А они наступали каждый раз, когда мы напоминали о себе рекламой. Стоило нам набраться сил и подкопить на рекламную компанию, как нам отрубали телефоны сразу после выхода первого рекламного ролика.
Ухловская требовала все больше и больше. Доводы, что служба развалится, если накручивать проценты, она не принимала.
Число заказов уменьшалось. Так мы мучились почти два года, пока аппетит Ухловской не дошел до 30% от суммы на квитанции. Мы закрыли службу и покинули помещение. Получается: если цветы, например, стоят 50 рублей, а клиенту мы объявим сумму 90 руб., то "ТОПАЗ" получит всего 13 руб. за оказанную услугу, с трудом окупив бензин. А 27 руб. получит Ухловская за то, что выписала квитанцию. Дело не в том, что Ухловская будет получать больше "ТОПАЗА", ничего практически не делая. Если нет вреда – ради бога. Дело в том, переплачивать никто не будет – и заказов просто не будет.
Это было тяжелое время для меня и моих сотрудников. Я решил выйти из кооператива: Артему хватало забот без меня.