Судьба

Когда мне взрослые в утешение говорили, чтобы я не расстраивался, что будет у меня свой автомобиль и даже не один, я не то что не верил, я даже слышать этого не желал.
--
У нас со взрослыми разные часы для жизни: у них все было, а у нас еще ничего нет.

Р. Лачинов

2001

Автомобиль

Штраф на Воровской
Каждое нарушение должно быть наказуемо. Лучше бы он этого не говорил.

Первое знакомство

Какой мальчишка не мечтает о собственном автомобиле? Но я не просто мечтал, я им грезил и копил с детства на автомобиль. Даже мама меня звала "скопимашина".

Первое знакомство с машиной, если точнее - первый контакт, произошел во дворе, куда за помойкой приезжал грузовик. Мы, мальчишки, уже все разглядели в кабине и, иногда даже удавалось посидеть и подержаться за баранку, когда шофер заходил к дворнику. И вот, однажды, шофер вышел из машины и пошел к дворнику. Мы, мелюзга по 7-9 лет тут же оккупировали кабину. Я был за рулем, перевел выключатель - замков зажигания не было тогда и в помине, - машина завелась. Мы "воткнули" какую то передачу и машина поехала. Шофер уже бежал к машине и мы врассыпную, на ходу, покинули кабину. Все закончилось благополучно. Но впечатлений море!

Позже, когда я учился в школе, у нас был автомобильный кружок. Во дворе школы стоял полу разбитый и полу разобранный грузовик ГАЗ-51, который, казалось, никогда не работал, и нам объясняли, что и где и для чего. Изучать его внутренности было интересно. Этот кружок долго не продержался, а я в шестом классе уже записался и ходил в "Центральный клуб юных автомобилистов" на Садово-Самотечной. Это был настоящий кружек. Мы разбирали двигатели по косточкам и собирали их. Педагоги учили нас определять неисправности работающего двигателя на слух и устранять их. У нас были практические занятия по вождению, и даже автопробеги! Мне было 13 лет.

Первые права

Членский билет

Когда я поступил в клуб, мне было 13 лет. Я сам нашел и записался в этот клуб и старался не пропускать занятия.
Это, пожалуй, единственный документ, где я записан как Алексей. Мне очень нравилось это имя и меня во дворе так и звали, хотя знали и настоящее имя. Как это повелось, я точно не помню. Сначала меня кликали Лача, а потом Леха, Алеха. Даже много позже, в военном училище, где все строго, и то меня курсанты звали Алексеем ...

В авто клубе мы крутили не просто какие-то железки, а разбирали и собирали настоящие двигатели, которые после нашей сборки должны были исправно работать. Руки были в масле и бензине, но счастливее трудно было представить мальчишку. Я до винтика знал легковые "Москвич" и "Победу".

Я жил автомобилем. Учились водить прямо на московских улицах, благо машин в то время было не так много и город, казалось, идеально подходил для своих автожителей. Началась пора полетов. Каждый выезд на машине - это полет, захватывающий дух.
Как-то приехал Шурик из Тулы, мой троюродный брат. Он на ЗИМ-е возил какого-то начальника. И иногда привозил его в Москву, по делам. Ночевал Шурик всегда у нас. В этот период на улицах Москвы впервые появились горизонтальные светофоры, а Шурик был дальтоник! Он попросил меня поехать с ним, чтобы не попасть впросак. Мы поехали.
- У тебя третья свеча не работает, - говорю я Шурику, во время движения.
- Ты чего профессор что ли? - c некоторой иронией посмотрел он на меня
- Нет, правда, Шурик, по стуку слышно.
Шурик проехал еще не много и остановился.
- Ну, давай посмотрим, что тут у нас, - сказал он, открывая капот.
Мы вместе просунули головы и увидели, что со свечи третьего цилиндра соскочил провод. Шурик поставил его на место, закрыл капот и с таким уважительным любопытством посмотрел на меня, что я просто оцепенел. Когда мы сели в кабину и Шурик завел двигатель, шум был ровный, как и положено. По дороге я рассказывал Шурику, как и чему нас учили в автоклубе. Он всегда относился ко мне хорошо, а после этого случая просто зауважал!

права

В 15 лет я сдал все экзамены на юношеские права, которые давали мне право управлять автомобилем в присутствии водителя. Летом клуб организовывал автопробеги по Подмосковью и даже в другие города. Нас учили особенностям вождения на трассе, совмещая отдых с посещением музеев. Музеи меня мало привлекали, но когда я садился за руль, ощущение счастья переполняло, не смотря на то, что рядом сидел строгий, порой очень, инструктор.

В 16 лет, когда я получил в этом клубе любительские права, мне казалось, что в моей жизни произошло что-то очень важное. Важнее, чем аттестат зрелости - я стал взрослым, и моя мечта действительно может воплотиться в жизнь. Но я и не мог предположить, что путь к воплощению мечты будет таким долгим.

Каждый день я откладывал на автомобиль. Я понимал, что времени до воплощения мечты пройдет немало, но мечта о собственном автомобиле захватила меня очень сильно. Откладывал все - деньги, которые мне давала мама на завтрак (один рубль), или выигрыши в расшиши, пристенок и другие игры на деньги во дворе. Надо сказать, я редко был в проигрыше во дворе и почти всегда выигрывал 20-40 копеек, а то 2-3 рубля, но это было очень редко. Все свои сбережения я складывал в тайник: за деку пианино в самом низу. В 9-ом классе, отец уже с нами не жил, мама предложила купить телевизор - вещь по тому времени роскошная. Мы поехали с ней в ГУМ. Пришли в отдел, где продавали телевизоры и увидели только-только появившиеся телевизоры "Рубин" с огромным, по тем временам, экраном - больше тетрадки. У мамы не хватало денег на этот телевизор и я открылся маме, что у меня есть деньги и мы можем купить этот телевизор. Мы поехали домой. Я при маме "вскрыл" тайник и передал деньги. С тех пор моей тайны не существовало, а мама стала называть меня "скопимашиной" по аналогии "скопидома". Мы купили телевизор и были очень счастливы. Как сейчас помню: только мы его дома включили, то сразу увидели фильм "По щучьему велению", да так четко, что сами удивились.

Из любителя в профессионалы

В 1959 году, когда я поступил в военное училище, нас на первом же собрании спросили: "У кого есть любительские права?". Я и еще несколько человек подняли руки. Я помню это чувство гордости, обладателя любительских прав. Нас переписали и попросили, хотя в армии не просят, приказали сдать права. Как позже выяснилось, не все подняли руки, у кого были права, и у них при выпуске на руках были и любительские и профессиональные права. Вот так, хвастунишка, нечего высовываться! В училище нас учили всему основательно, но все же это был не клуб. Здесь не было работы с живым двигателем, а больше с плакатами. Вождение на грузовике, хоть и радовало, но мечталось на простор, без инструктора.

У отца моего друга, Юрки Таранина, была "Победа". Он был полковник авиации и жила семья в Монино. В отпуске, будучи курсантами военного училища, нам с Юркой удавалось поездить по Монинскому гарнизону на великолепной машине. А так больше на электричке или троллейбусе.

После окончания училища, офицером, мне приходилось сидеть за баранкой военных машин. Большой опыт я получил ночного вождения. Ведь мы ракетчики, особо секретные, и перемещались только ночью со светомаскировкой и прочими хитростями. Офицером я уже не мечтал о своем автомобиле. Я был человек казенный, без дома, без семьи, сегодня здесь, а завтра там.

В 1965 году, когда я был уволен из армии по состоянию здоровья, мечта моя иметь свой автомобиль, вновь обрела смысл. Но все же она не была главной. Я очень хотел учиться и все сделал для того, чтобы поступить в высшее учебное заведение - институт.

В 1966 году мама снова поехала в командировку заграницу, на этот раз в Венгрию. Там она проработала три года. "Ну, сынок, я накопила тебе на машину", - сказала мама приехав из командировки. Но государство не дремало и тут же цены на автомобили резко были подняты. Так в догонялки с родным и народным мы "играли" из года в год еще почти восемь лет.

Сон за рулем

После второго курса был мой первый студенческий строительный отряд. Зарабатывали мы очень не плохо. Я откладывал на машину все, что мог. Но даже после трех сезонов строй отряда, я не мог реализовать свою мечту. В строй отряде мне пришлось ездить на грузовике ГАЗ-51. Я одновременно был и шофером и строительным мастером и командиром отряда. Хотя у меня уже был опыт, но тем не менее я получил отличный урок на всю жизнь именно в строй отряде.

Однажды, после рабочего дня надо было отвезти крановщика, работавшего у нас, домой, в центральную усадьбу - Старая Ситня. Чтобы не гонять машину зря, решено было привезти из центральной усадьбы кирпич на стройку. Едем, со мной в кабине крановщик, в кузове ребята. Меня жутко клонило в сон. Я что-то про себя бормотал, уже показалась центральная усадьба, как вдруг просыпаюсь от сильного удара в бок - это крановщик локтем мне врезал, чтобы я проснулся. Машина уже была на встречной полосе и направлялась в кювет. Это был мой первый опыт борьбы со сном за рулем. Теперь я точно знаю, что сон нельзя перетерпеть - он навалиться внезапно и, быть может, навсегда. Когда мы доехали, я попросил у ребят разрешения отдохнуть. "Конечно, нам жизнь дорога!", - разрешили в один голос бойцы. Я прилег. Ребята загрузили кирпич и мы двинулись в обратный путь. Сидящие рядом старательно что-то рассказывали, но меня и так уже не тянуло в сон.

Погоня за мечтой

В 1970 году родился сын Алешка, через два с половиной года второй - Антошка. Накопления таяли, а государство свои "игры" не останавливало. После очередного подорожания я понял, что если сейчас не куплю автомашину, то с мечтой прийдется расстаться. Если в 1953 году (год смерти Сталина) "Победа" стоила 1,600 руб. (по ценам после реформы 1961 года), то в 1971 году автомобиль Жигули стоил 6000 руб. Причем повышение цен все активнее происходило в последнее десятилетие. Шел 1974 год. У меня не ладились семейные дела - я развелся с Рыжей и вынужден был оставить ей детей. Теперь у меня с зарплаты вычитали алименты. Тогда я себе сказал: "Или сейчас или никогда!". Впервые в жизни я занял денег. Это была очень большая сумма 1200 рублей - десять месячных заработков. О новой машине не приходилось даже мечтать, потому что надо было быть очередником, что бы тебя через райком партии или профсоюзный комитет предприятия внесли в список на очередь. А разнарядки на организации были 1-2 машины в год. Понятно, что до рядового инженера очередь дойдет только тогда, когда он уже будет сам каким нибудь начальником или ... Для меня был только один вариант - машина с рук. При такой политике государства, новая машина с рук стоила на много дороже, чем официально, а у меня и на официальную тю тю.

15-53

Вобщем, я нашел себе машину, которой уже было два года, пробег у нее был около 20 тыс. километров. Заплатил я за нее, как за новую 6,100 руб. Кстати сказать, в то время это была стоимость двух двухкомнатных квартир в Москве.

Моя мечта осуществилась - у меня есть свой автомобиль, да какой - ВАЗ 2102 УНИВЕРСАЛ! Я всегда испытывал трепет перед машинами с кузовом универсал, мне нравилась их форма, их красота через функциональность.

На фото мои сыновья возле машины в 1981 году у одного из объектов строй отряда "Волонтеры".

Необходимо было в течение года отдать долг. С первого дня я из машины не выходил: надо через дорогу пойти за хлебом - я в машину и за хлебом. Это был мой долгожданный дом, конь, друг. Первые недели две я из машины выходил весь мокрый - осваивался, а Москва новичков напрягает очень сильно: как проехать? где развернуться? вместо указателей "милицейские посты". Но как только освоился, начал подвозить пассажиров и зарабатывать - надо отдать долг! Летом 1975 года я организовал бригаду в 7 человек или, как тогда называли, "шарашку" или "шабашку", и мы поехали в отпуск строить плотину под Рославлем в Смоленской области. Построили с нуля! Заработок был где-то около 800 руб., то есть более 4 среднемесячных зарплат. Долг я отдал вовремя, и у меня началась полноценная жизнь автолюбителя.

Я объездил почти всю европейскую часть нашей страны. Несколько раз ездил в Ленинград. Большое путешествие было по маршруту Москва - Великий Новгород - Псков - Печоры - Тарту - Таллин - Пярну - Валга - Рига - Шяуляй - Вильнюс - Минск - Смоленск -Москва.

Москва - Киев - Одесса - Николаев - Херсон - Мелитополь - Бердянск - Харьков - Курск - Тула - Москва.

В подмосковье в каждом направлении, по основным шоссе, мною были разведаны уютные места отдыха - в лесу и на воде. Каждый выходной в погожие дни я выезжал на природу. Какое благо иметь машину - горизонты раздвигаются и у тебя появляется еще одна степень свободы.

Машина верно мне прослужила 11 лет. Она бедняга уже была латана перелатана. Днище и подкрылки я обклеил стеклотканью на эпоксидке. После того, как я попал в Волгограде в бетонный разрыв между дорожными плитами, я окончательно решил продать машину.

К лету 1986 года я приобрел подержанный автомобиль жигули ВАЗ 2111. Эта машина преподносила сюрпризы за сюрпризами. Вот записи Антона в бортовом журнале:

свеча

12 июля 1986 года. 22:30, на спидометре 79526 км. Скорость около 90 км.час. Темно, вдруг под капотом взрыв и грохот артиллерийской канонады. Срочно остановились и заглушили двигатель. Открываем капот. Увидели, что нет одной свечи, причем в блоке головки что-то от свечи осталось - это остаток плотно завернутой свечи. Вывернули, вставили запасную свечу. Решили поискать, ради интереса саму свечу - нашли. Теперь можно увидеть ее на снимке. Свеча разломилась прямо по металлическому шестиграннику.

Надо сказать, что машина оказалась с характером.

  • Она была неустойчивой на мокрой или скользкой дороге. Первый раз я это шкурой почувствовал, когда мы ехали отдыхать на Волгу.
  • Почти сразу же отвалился глушитель.
  • Двигатель тоже давал о себе знать. Это достаточно лаконично записал в дневнике Алеша, когда мы в 1987 году ехали на Волгу и, особенно, когда ехали назад.
  • Летом 1987 года во время отдыха на Волге машина загорелась. Случилось это во время мойки...
  • В завершении всего по дороге домой с Волги у нас полетел успокоитель цепи распределительного вала. Двигатель просто ревел. Нам пришлось через каждые 200 - 250 км. вскрывать двигатель, закреплять на успокоителе резиновую прокладку из подручных средств. Снова собирать двигатель и ехать дальше, пока резинка не сотрется. Так, по пути домой мы 4 раза в полевых условиях разбирали двигатель. Дома, отремонтировав машину, пришлось с ней расстаться. Я ее, капризную, продал без сожаления.
  • Впервые новый автомобиль

    Несколько месяцев я был без машины и летом 1988 г., получив деньги за свое изобретение, я покупаю новый Москвич 2141. Эта модель только только вышла и купить ее можно было только с рук. Цену объявляли перекупщики в два раза больше заводской. Переплачивать в два раза рука не поднимается, сопротивляется весь организм. Я поделился сомнениями с Артемом Тарасовым. На что он мне по-дружески сказал: "Если нравится, то, конечно надо покупать. Бери и не думай - один раз живем." И я купил. Впервые у меня новая с иголочки машина с удивительно красивой отделкой. Просторная, удобная и с гарантией. Я не мог надышаться запахами новой машины... Я был счастлив! Этим же летом мы втроем, я Алешка и Антошка, на новом Москвиче решили поехать на Волгу. С бензином по дороге трудности и мы решили экономить бензин и ехать накатом: разгоняли машину и потом ехали по инерции. Так набрали более 100 км. Отдыхали мы немного - около 10 дней. Машина вела себя безупречно.

    Летом 1989 года я повез семью Марины на любимые уже за многие годы места - на Волгу. Вернее я поехал один, а потом встретил Марину, ее мужа и двух дочерей в Волгограде, они приехали поездом. Марину за время отпуска я научил водить машину. Очаровательные девчата, Ксюша и Даша, тоже покатались на славу. Ксюша умудрилась даже прокатиться на крыше автомобиля. Автомобиль сослужил хорошую службу. Жаль, что обратно семья Марины не рискнула ехать на машине, а поехали на поезде.

    Как меня "кинули"

    Новый Москвич еще очень редко можно было увидеть на дорогах и потому вызывал большой интерес не только у простого населения, шоферов, но и у разных перекупщиков.

    Осенью 1989 года начались с Москвичем проблемы. То одно откажет, то другое. Заскрипела ступица правого переднего колеса. Все это мне очень не нравилось и я решил вернуться к Жигулям, как более надежным автомобилям. Я нашел покупателя. С самого начала покупатели, два армянина, вызвали у меня недоверие. Особенно после того, как они стали настаивать поехать в Красногорск оформить сделку. Я уже снял машину с учета и "тянуть" с продажей машины мне нельзя. Я согласился. Подъехали к салону. Армяне попросили у меня документы на машину, чтобы они сами через знакомых быстро все оформили. Я долго упирался, мне откровенно это не нравилось, но все же я поддался их уговорам и доводам. Они мне в залог дали какие-то векселя и мне даже было как-то неудобно, что я с подозрением к ним относился. Когда все было оформлено, машина была уже официально записана на них, а у меня какие-то векселя, мы поехали в Москву, чтобы в сберкассе обменять векселя на деньги. По дороге они мне объясняют, что все "концерт окончен". Я, вобщем-то, готов был к такому исходу и все события этого дня, вплоть до мелочей, выстроились в стройную логическую цепь. "За глупость надо платить", - сказал я сам себе.

    - Чего ты спокойный такой? Смотри-ка, - обращается армянин за рулем моей бывшей машины к своему напарнику, - он еще и улыбается. Другие в слезы и умоляют, а этот улыбается.
    - Вы знаете, что делаете, - спокойно отвечаю я, а у самого все внутри сжалось. Я был в жутком гневе и на них и на себя. Неопределенность, как они поступят со мной подмешивала страх.

    На кольцевой дороге в безлюдном месте они меня высадили и пригрозили, чтобы я не дергался и никому не звонил. Домой я добрался в жутком состоянии. От полученного стресса отходил не менее двух недель.

    Когда через месяц Артем Тарасов узнал о происшедшем, то сказал: "Что же ты сразу к нам не обратился? Там же в Красногорске наша группа занимается автострахованием и есть связи. Мы бы тебе помогли". Я был благодарен Артему за сочувствие, но время ушло.

    Я не люблю плакаться друзьям и держу проблемы при себе. Но тут остался без машины и не заметить этого мои друзья и знакомые не могли. Среди пользователей компьютеров Амига был Добровольский Виталий. Он проживал в Малаховке и когда узнал о моей беде предложил взять его машину Жигули, пока я не куплю себе другую. Машина у него была в прекрасном состоянии и единственное условие, которое выдвинул Виталий - не попадать в аварию. Вот какие люди встречаются на жизненном пути и узнаешь это только когда приходит беда. Больше месяца я пользовался машиной Виталия пока не купил ВАЗ 2104 с пробегом, уж очень она мне напоминала мою первую.

    Полтора года без прав

    Итак, 1990 год, у меня ВАЗ 2104 в очень приличном состоянии. Однажды меня попросил Грант Балаян подвезти в аэропорт Внуково к его отлету купленные в магазине Chip-Shop факс и принтер. Я погрузил покупки и поехал. При выезде из Москвы на посту ГАИ меня останавливает милиционер, придираясь, что я пересек сплошную линию. Начались "прения сторон" и тут я отдаю ему свои права и говорю: " Вот мои права, я опаздываю к самолету, минут через сорок вернусь". Сел в машину и уехал. Когда я вернулся, милиционер попросил меня зайти в будку, где мне объяснили, что за нарушение правил меня лишают прав на месяц. Мои уговоры не действовали. Я понял - они боялись, что приехал вооруженный диктофоном и прочими шпионскими штучками. Я уехал без прав. Работы у меня было много и все как-то недосуг заехать в отделение ГАИ за правами, хотя каждый день я был за рулем. Прошло около трех месяцев я приезжаю в ГАИ, где мне сообщают, что срок прошел и мои документы передали в МРЭО. Опять работа, текущие дела. Где-то через 6-7 месяцев я приезжаю в МРЭО. Мне документы не отдают без справки медицинской медкомиссии. Шло время. В конце концов я прошел мед. комиссию и привез справку в МРЭО. "Вам надо пересдавать правила уличного движения, поскольку Вы уже год как не водите машину". Ничего себе ошарашили! Вот уж не ожидал такого исхода. Первое время я был в растерянности, но деваться некуда и я стал себя морально готовить к экзаменам. Даже купил новые правила дорожного движения. Прошло полтора года, как меня лишили прав, когда я снова приехал в МРЭО, чтобы посмотреть как проходит экзамен и записаться. Меня предупредили, что очередь на месяц вперед. В МРЭО в день экзаменов было столпотворение. Экзамены проходили на втором этаже, а народ толпился и ждал своего часа повсюду. На первом этаже в окошке, где выдают "арестованные" права и другие документы, обратил внимание, что дежурит женщина офицер. Что-то щелкнуло у меня в голове, я подхожу к окошку, достаю медицинскую справку, протягиваю женщине и говорю: "Меня просили принести медицинскую справку, чтобы получить права". Офицер взяла справку, покопалась в своих стеллажах, дала мне расписаться и вернула мне права. Боже, какой же это был счастливый момент! Я выскочил из МРЭО веселый и не мог сдержать смех то ли нервный, то ли счастливый.

    Полтора года я каждый день ездил по Москве без документов, за версту чувствуя милицейские посты и засады и не разу не был остановлен. Где грузовиком прикроешься или каким другим транспортом, но я не испытывал какого либо неудобства. Просто старался не выделяться в потоке. А когда получил права, на следующий же день на рублевской развязке меня останавливает милиционер. Я останавливаюсь метров за десять до него, выхожу из машины и иду к нему.

    - документы есть? - спрашивает меня милиционер, когда я был еще на половине пути.
    - Есть, - отвечаю я и рукой лезу в карман.
    - Ну так езжай, - улыбаясь сказал он.

    Такого еще со мной не было, чтобы даже документы не посмотрели - правительственная трасса, у них свои правила. Вот такая реальная история.

    В Германию за машиной

    Весной 1993 года мне звонит сын из Самары, сообщая, что он хочет там сдать на права и ему хотелось бы получить хорошую практику вождения. Он попросил у меня машину. Алешка любит "нагружать" иной раз удивляешься его беспечности. Но тут случай особый. Я знаю, что такое мечта и какой долгий и не простой бывает путь. Я решил помочь сыну и перегнал свою машину в Самару. Оставив машину Алешке и пожелав удачи, я в тот же день сел на поезд и уехал в Москву.

    В это время организуется круиз на научном гидрографическом судне из Санкт-Петербурга в немецкий порт Киль для покупки автомобилей. В стране был полный хаос. Промышленность не работала и все торговали - одни, чтобы выжить, другие, чтобы жить. Так и научное гидрографическое судно включилось в коммерческие рейсы в Германию за автомобилями, чтобы хоть как-то удержаться на плаву. В России после распада Советского Союза стали появляться люди, которые ради своего престижа готовы были выложить приличные суммы за новенькие дорогие иномарки Мерседес и БМВ. Это вызывало недоумение и вопросы у немцев. Я, хоть и активно работал, но не мог себе позволить даже недорогую новую машину, поэтому расчитывал купить недорого подержанную. Мы пришвартовались в порту Киль. Город-порт нас встретил приветливо. Рынок быстро формирует отношения и в порту мы нашли людей, говорящих по-русски, готовых нам помочь. Мне вызвался помочь немец, лет тридцати, хорошо владеющий русским языком. Он посадил меня в свою машину и мы объездили, наверное, все площадки где были автомашины с пробегом. В конце концов я выбрал шоколадно золотистого цвета Opel Record за 3000 долларов. Потом мой гид пригласил меня к себе на ферму в пригороде города. Я посмотрел как свободно, чисто и комфортабельно живут в Германии фермеры. Это было его основное занятие. Но помимо этого он помогал туристам, собирал и утилизировал старые автопокрышки и еще у него было увлечение реставрировать старые автомобили. Я удостоился чести посмотреть на его коллекцию в ангаре и на последнюю его находку, над которой он теперь корпит, машину, на которой ездил Гитлер.

    Недалеко от дома виднелись два огромных бурта из старых автопокрышек. Гостеприимный немец отобрал пять весьма приличных покрышек и продал их мне по одному доллару за покрышку. Затем он отвез меня в порт и помог пройти таможню на вывоз автомашины. Перед расставанием я хотел как-то его отблагодарить, но немец наотрез отказался, объяснив, что получит комиссионное вознаграждение за проданный автомобиль и этого вполне достаточно. Это первое посещение Германии произвело на меня очень приятное впечатление.

    Снова без прав

    Судно причалило в Ленинграде.

    Хотя Ленинград в 1991 году был переименован в Санкт-Петербург, этот город-герой для меня оставался Ленинградом.Что удивительно, название города не ассоциировалось с именем вождя, а ассоциировалось с блокадой и блокадниками.

    Судно должны проверить пограничные службы и мне надо было подготовить документы на машину. И тут я спохватился, что забыл дома, в Москве, права на вождение автомобиля. Как же быть? Никто не согласится буксировать меня до Москвы. Нанимать шофера у меня тоже не было ни средств, ни желания. Я решил рискнуть отправиться в путь самостоятельно без документов. После проверки судна пограничными службами, началась разгрузка автомашин. Научное судно было неприспособлено для перевозки таких грузов, но команда работала слаженно и уверенно. Каждому хотелось, чтобы его машину спустили на землю в числе первых. Но первыми были дорогие новые машины. При разгрузке одной из них съехал трос с крепления и оставил глубокий след на кузове машины. Все владельцы купленных машин заволновались. Заволновался и я, желая теперь, чтобы мою машину разгружали в числе последних, когда такелажники приобретут подходящий опыт. Мою машину разгрузили без проблем и я поехал на заправку.

    Машина без номеров всегда объект пристольного внимания милиционеров. У поста ГАИ на выезде из города меня останавливают для проверки документов. Я показываю все документы на машину. Все нормально. На просьбу предъявить водительские права я стал их искать сначала в своих карманах, потом в сумке. Милиционеры терпеливо ждали.

    - Наверное где-то в одежде, говорю я им и открыл багажник где у меня был чемодан и большая сумка с вещами.

    Не спеша я доставал вещи, проверяя каждую нет ли там документов, и раскладывал их на крыше своего автомобиля. Постепенно мой автомобиль внешне превращался в торговый ларек. Когда я выложил последние штаны из сумки милиционер меня спрашивает:

    - Ну что, все?
    - Нет, отвечаю я, - там еще чемодан.
    - Все, хватит, - раздраженно сказал милиционер, - давай быстренько собирай вещи и поезжай, некогда нам с тобой тут ...

    Получилось!!! Я довольный быстро все побросал назад в сумку и набирая скорость мчался к Москве. Снова на моем пути пост ГАИ. Останавливают. Я милиционерам говорю, что меня уже шманали только что и, если так дело пойдет дальше, то я и за два дня не доберусь до Москвы. Кажется они с пониманием отнеслись к моему незлобному ворчанию и, увидев в машине бутылки кока-колы, попросили попить. Я отдал им бутылку и снова помчался к Москве. Уже было темно, когда на моем пути сверкнула милицейская полосатая палочка. Я глянул в зеркало заднего вида - за мной шла легковая машина. Я включил поворотник, сбавил скорость и, проехав за гаишника стал принимать вправо, наблюдая в зеркало. Увидев, что милиционер останавливает и вторую машину, я вновь нажал на газ и помчался к Москве. Никакой реакции со стороны милиционеров не последовало. Уже около 2-х часов ночи, подъезжая к Зеленограду я увидел море огней, несколько милицейских машин и очень активных гаишников, останавливающих всех подряд. Близость Москвы уже чувствовалось, поэтому, несмотря на позднее время, машин на дороге было достаточно. На обочине тоже стояло несколько машин и возле них милиционеры проверяли документы. Похоже это была облава. "Ну а я то здесь причем?" - подумал я и снова сделал тот же финт: сделал вид, что понял жест и готов остановиться, а проехав за гаишника, нажал на газ и домой. Ехал несколько километров и пристально всматривался в зеркала - нет ли погони. Но погони не было. Как ни странно, но в Москву я въехал вообще без остановки. Видимо у них был "час отдыха". Добравшись до дому я первым делом кинулся проверять свои документы - права были на месте.

    Вскоре я получил номера и летом этого же года совершил самый длинный автопробег: Москва - Ленинград - Мурманск - СевероДвинск и обратно. Где то в Карелии во время ночлега, когда я съезжал с дороги, чтобы отдохнуть, я наехал днищем на камень, который не видно было на покрытой мхом поляне. Весь путь от Мурманска до дома я проделал за 36 часов. Позже, уже дома обнаружилось, что я помял картер двигателя и масляный насос перестал работать. В результате у меня заклинил двигатель. Иномарок в Москве в то время было не так много, а фирменных сервисных центров, кроме отечественных, вообще не было. Я решил продать машину и достаточно быстро нашел покупателя. Продал машину за 2000 долларов.

    Главное - выжить

    Алешка в Самаре заканчивал свою работу и я выехал поездом в Самару, чтобы обратно перегнать машину в Москву.
    11 февраля 1994 года после обеда мы выехали из Самары. За рулем был Алешка. Водительские права в Самаре он так и не получил, но практику вождения освоил хорошо. Я был удивлен, как он не по-мальчишески спокойно и уверенно ведет машину. Езда по трассе требует особых навыков. Я не уверен, что мой сын был так же спокоен, как и я. Ведь он впервые на трассе, да еще в присутствии такого строгого судьи, как отец. Но я не подавал никаких признаков волнения и даже немного вздремнул. Где-то около семи часов вечера мы проехали Рязань. Не успели отъехать от города и 30 километров, как вдруг за машиной образовался белый шлейф, за которым ничего не было видно. И температура двигателя стала быстро подниматься. Я понял, что охлаждающая жидкость стала поступать в цилиндры и вместе с выхлопными газами образовывала облако пара. На улице около 25 градусов мороза. Время было такое, что все возможные варианты ремонта отпадали - все закрыто. Остановиться где-то переночевать? Пока найдем ночлег, промерзнем и мы, и машина. Я принимаю решение двигаться домой, заправляясь водой по дороге.

    - Сейчас наша с тобой задача, Алешка, - выжить, - сказал я сыну спокойно и со всей серьезностью.

    Объяснив, что произошло и что нам предстоит делать, мы перекрыли печку и, не теряя ни минуты, двинулись в путь. Я сел за руль и использовал все средства, чтобы зря не расходовать мощность двигателя и как можно дальше проехать на том запасе воды, какой у нас был. Нам удавалось до перегрева двигателя проехать 30-40 км, не более. Слава богу, что на этой трассе встречались деревушки. Хотябыл уже поздний вечер, но не все еще спали. Мы высматривали светящиеся окна и просили воды. Замерзший, окоченевший Алешка, преодолевая скованность замерзших конечностей, старался как можно быстрее проделать этот путь за водой и обратно.

    Заливать холодную воду в радиатор, когда двигатель горячий, можно только понемногу. Иначе он может просто треснуть или может разорвать головку двигателя. На трассе я разгонял машину, затем глушил двигатель и машина ехала по инерции. Потом снова заводил, разгонял, снова ехал накатом, и так до следующей деревни. Когда двигатель работал, машины нас не обгоняли, потому что из-за облака пара им ничего не было видно. Руки плохо слушались, ноги окоченели. Я смотрел на Алешку, съежившегося от холода (на улице было уже около 30 градусов мороза), и просил его двигаться, чтобы хоть как-то согреться. Я что-то рассказывал, вспоминал смешные истории, лишь бы Алешка не заснул. Иначе можно было получить обморожение. Когда мы проехали Коломну, у меня появилась уверенность, что мы доедем до дома, и настроение немного приподнялось. Населенные пункты попадались чаще, но время было ночное, так что приходилось выискивать колодцы. Около двух часов ночи мы въехали в Москву. Возле ГАИ нас остановили. Милиционер в тулупе и в шапке ушанке завязанной по погоде, из под которой были видны красные щеки, нос и что-то напоминающее рот с сосульками, попросил нас выйти. Когда мы вышли, скрюченные от холода, и объяснились, милиционер говорит: "Я подумал, что вы машину угнали. За вами такой шлейф белого дыма. Желаю вам побыстрее доехать и отогреться".

    Наконец мы дома! Первым делом накинули на себя все, что только можно было накинуть, - пальто, одеяла, покрывала, и сели на кухне. Все тело пробивала крупная дрожь. Так мы сидели минут 5-10. Несколько согревшись, Алешка пошел мыть руки и буквально обжегся холодной водой - так замерзли руки. Спали мы как убитые. Никаких обморожений или заболеваний не было. Мы выжили!

    От аварий никто не застрахован

    Летом 1994 года я покупаю очень приличную ВАЗ 2109 с пробегом, оформляя генеральную доверенность у владельца. Почти семь лет эта машина служила мне верой и правдой, пока в 30 декабря в меня не врезалась со второстепенной дороги девчонка на дорогой БМВ. Я ехал с работы, как вдруг в меня врезается БМВ и отбрасывает машину в сугроб на углу перекрестка. Удар пришелся на левое переднее колесо. Я в гневе вылезаю из машины и вижу, как из БМВ выходит перепуганная молодая девица. Мой гнев сменился на раздражение.

    - Ой, виновата я, - шептала она.
    - Кто же тебя учил? - обращаюсь я к ней раздраженно, - ведь ты убить кого-нибудь можешь.
    - Виновата я, виновата ...- шептала она и пыталась кому-то позвонить.

    Довольно скоро подъехал молодой парень и вступил со мной в торг. Они мне заплатили 200 долларов и я, ковыряя левым колесом, виляя и приседая, с трудом доехал до дому. Недалеко от дома, на соседней улице была автомастерская, где работал знакомый мне и моей машине очень хороший слесарь Василий. Я показал ему машину, чтобы узнать стоимость ремонта и сроки. Взвесив все за и против я решаю продать автомобиль не ремонтируя Василию. Я стал подкидывать монетку, чтобы определить цену, каждый раз добавляя 100 долларов. Когда сумма выросла до трехсот долларов, монетка показала орла. Я подхожу к Василию с вопросом возьмет ли он у меня машину за 300 долларов, но все оформление будет на нем. Василий согласился сразу. Так я расстался со своей "девяткой".

    Спасибо узбекам

    Новый год я встречал без машины. Уже десятилетия, как я крайне редко пользуюсь общественным транспортом или метро. На работе даже подшучивали: "Спроси у Рубена как проехать на метро? Он тебе не ответит". Хотя раньше я не только знал как проехать, но и где встать на платформе, чтобы точно попасть к выходу или на пересадку. Мне без машины было очень некомфортно. В это время в страну стали поступать NEXIA - автомобили из Узбекистана, где узбеки построили завод по сборке южно-корейских автомобилей. А южно-корейцы, в свою очередь, купили в Германии лицензию Opel Kadet на выпуск автомобилией под своей маркой. В результате появилась на свет недорогая, качественная и современная машина Nexia.

    В конце января 2001 года я был обладателем нового импортного автомобиля с кондиционером, электрическими зеркалами и стекло подъемниками. Это было очень необычно для отечественных автолюбителей. Машина верно мне послужила 7 лет. Несмотря на то, что это была лучшая машина из тех, которые были у меня до нее, на ее долю пришелся очень тяжелый период - ремонт квартиры. Что я только на ней не возил? Лучше сказать, что я на ней возил все: и цемент, и кирпичи, и доски, и двери и много много еще чего. Основной ремонт квартиры я закончил в 2005 году. После этого Nexia мне послужила еще три года, пока я не решил ее продать, поскольку на поддержание старенькой машины требовалось все больше средств и времени. Когда я ее продавал у Нины выступили слезы.

    Китайская экспансия

    2008 год. Если 10 лет назад в магазинах стали появляться товары из Китая, которые были очень дешевы и низкого качества, то в 2008 году большинство товаров на прилавках магазинов были китайского производства и отличались низкой ценой и достаточно высоким качеством. Это касалось любой продукции: парфюмерия, цифровая техника, одежда, продукты, игрушки и прочее. Люди покупали китайские товары охотнее и понятие "китайское, значит плохое" выкорчевывалось грамотной экономической политикой Китая и, конечно, трудолюбием китайцев.

    Chery Kimo

    Автомобильная промышленность Китая не стояла в стороне общего подъема и, как пример, в 2008 году на рынке Росии появилась автомашина китайской разработки и китайского производства Chery Kimo. В августе 2008 года я становлюсь владельцем новой Chery Kimo. Именно с приобретением этого автомобиля в моей жизни автомобилиста произошла эволюция - я стал меньше ездить. Достаточно сказать, что за четыре года эксплуатации счетчик зафиксировал 17500 км. Ранее такой пробег у меня получался за 9-12 месяцев.

    - Вы не боитесь, что будут проблемы с запасными частями? - спрашивали меня при покупке машины.
    - Я рискну,- отвечал я.

    За тот небольшой срок, если учитывать малый пробег, машиной я был доволен. Правда, в самом начале мне по гарантии поменяли глушитель (где то разошелся шов). Ждать поставки пришлось около месяца. В 2012 году обнаружилось, что надо менять шаровую опору. Гарантии уже не было и я сделал заказ. Рычаг в сборе с шаровой опорой доставили быстро, но я решил обновить автомобиль на новый того же производителя. Компания Chery выпустила в 2011 году модель Indis, которая была очень похожа на Kimo, но по всем габаритам на 10 см. больше.

    Китай завоевывает доверие

    С покупкой нового автомобиля я колебался: "Это блаж!",- говорил я сам себе. Ну и действительно, моя машина по пробегу совсем молодая... Однако с возрастом цена на машину резко упадет... Лучше обновить сейчас. После некоторых мытарств по разным автосалонам я принимаю решение продать свою и купить Chery Indis. При оценке моего автомобиля в отличном состоянии называли суммы не более 170 тыс. рублей. Если учесть, что новая машина стоила 310 тысяч рублей, плюс машина полностью обработана антикоррозионными средствами, плюс защита картера, коврики, чехлы и отличная сигнализация, то суммируя всё цена казалась оскорбительно низкой. Но не продав машину, новую не купишь, денег нет. После нескольких попыток оценить свою автомашину я отказался от этой идеи, потому что с такой суммой на новую машину все равно не хватает. Оставался вариант занять денег на время, купить новую и без спешки выставить свою старенькую машину на продажу. Тогда можно было бы получить за нее 200-220 тыс. руб. Этого бы как раз хватило. У меня и так были сомнения - стоит ли продавать сейчас, а тут еще эта канитель... Я решил отказаться от идеи покупки новой машины.

    Во время очередного свидания с мамой, я привозил ей продукты на 3-4 дня, я рассказал ей о моих попытках продать автомашину и о том, что решил еще год, два поездить на старой.

    - Сними с моей книжки. Возьми столько, сколько тебе надо, - сказала мама, - там есть деньги? - посмотрела она на меня толи спрашивая толь утверждая. На сберегательной книжке были деньги, туда поступала мамина пенсия и выплаты по инвалидности. Мы несколько месяцев назад оформили на меня генеральную доверенность и я мог и снимать и вкладывать деньги на мамину книжку.
    - Есть, я ничего не трогаю, - и я показал маме книжку. - Сними.
    - Да нет, мама, спасибо, я уже решил.
    - Сними, - настаивала мама, - Раз ты это задумал, значит так надо. Ты хозяин хороший. Потом продашь машину не спеша и вернешь деньги.

    Пока ехал от мамы домой, я все прокручивал в голове различные варианты. Покупать или нет? Снова в голову лезли разные аргументы за и против, но в конце концов доводы в пользу новой перевесили. Дома я начал обзванивать автомобильные площадки, чтобы выставить свою машину на продажу.

    - Жалко машину продавать, - говорит Нина, а у самой аж слезы на глазах. Действительно жалко, нам очень нравилась наша "девочка", "карамелька" и какие только ласковые имена мы ей не придумывали. - Может оставим ее? Я учиться пойду, а долги, если не горит, через месяца два-три вернем. Я еще у брата займу, - продолжала Нина.
    - Ты хочешь научиться водить машину?
    - Да, - тихо ответила Нина и в ее ответе было что-то от мечты, в которую она и не верила.
    - Тогда не продаем!, - с какой-то легкостью ответил я, и подумав добавил - хотя научиться водить можно и имея одну машину в семье, но стимула будет меньше. Решено!

    Я снял с маминой книжки 200 тыс. рублей и в апреле 2012 года покупаю новую Chery Indis.

    Пока на новой еще нет номеров, я езжу на старой машине. Завел свою "старушку". Сначала, как часто это было, что-то под капотом завизжало. Это, как мне объяснили в сервисном центре, ремень, который может быть скоро надо будет поменять. Я им поверил. Вдруг из под капота пошел густой белый дым. Я выключил двигатель и подождал когда дым развеется. Открыл капот, осмотрел двигатель, ничего не заметив включил двигатель. Двигатель заработал тихо, без каких либо признаков неисправности. Я закрыл капот и повез маме продукты. Когда ехал от мамы домой, как вдруг что-то радио стало хрюкать, а заезжая во двор оно совсем замолчало. Все события этого дгня выстроились в один ряд и я понял, что скорее всего заклинил генератор и аккумулятор полностью разряжен. Спасибо, что успел доехать до дома. Открыл капот и убедился, что ремня генератора нет (старею, раньше я это заметил бы еще при первом открытии капота) и шкив генератора не прокручивается. Да, автомобиль явно не желал, чтобы его продавали. Я созвонился с автосервисом в Долгопрудном, где покупал Indis, и отвез на ремонт свою Kima. Мне заменили рычаг передней подвески и отремонтировали генератор. Машина заурчала как новая!!! Я ехал из сервиса домой и радовался. Машина вела себя безупречно - еще послужит!

    Я очень не люблю быть должником. Мы с Ниной решили отказаться от запланированной ранее поездки куда-нибудь на море-океан. Подобрали все свои сбережения плюс Нина заняла у брата 100 тысяч рублей и к 1 мая, то есть через полмесяца, я готов был вернуть маме долг - положить на ее сберкнижку 200 тыс. рублей. Радуясь, что так быстро можно вернуть долг, я сообщаю это маме. Когда она поинтересовалась, как я буду продавать свою старую машину, я ей рассказал о своем решении оставить автомобиль Нине. К моему удивлению мама это восприняла нормально и сказала, чтобы я положил на книжку только 100 тыс. рублей, а остальные 100 тыс. рублей она дарит на новую машину. Здорово! Спасибо, теперь и брату Нины можно отдать долг.

     

    cars

    Фото

    УОИ
    2001
    Hosted by uCoz