Судьба

Когда мне взрослые в утешение говорили, чтобы я не расстраивался, что будет у меня свой автомобиль и даже не один, я не то что не верил, я даже слышать этого не желал.
--
У нас со взрослыми разные часы для жизни: у них все было, а у нас еще ничего нет.

Р. Лачинов

2001

Автомобиль

Штраф на Воровской
Каждое нарушение должно быть наказуемо. Лучше бы он этого не говорил.

Первое знакомство

Какой мальчишка не мечтает о собственном автомобиле? Но я не просто мечтал, я им грезил и копил с детства на автомобиль. Даже мама меня звала "скопимашина".

Первое знакомство с машиной, если точнее - первый контакт, произошел во дворе, куда за помойкой приезжал грузовик. Мы, мальчишки, уже все разглядели в кабине и, иногда даже удавалось посидеть и подержаться за баранку, когда шофер заходил к дворнику. И вот, однажды, шофер вышел из машины и пошел к дворнику. Мы, мелюзга по 7-9 лет тут же оккупировали кабину. Я был за рулем, перевел выключатель - замков зажигания не было тогда и в помине, - машина завелась. Мы "воткнули" какую то передачу и машина поехала. Шофер уже бежал к машине и мы врассыпную, на ходу, покинули кабину. Все закончилось благополучно. Но впечатлений море!

Позже, когда я учился в школе, у нас был автомобильный кружок. Во дворе школы стоял полу разбитый и полу разобранный грузовик ГАЗ-51, который, казалось, никогда не работал, и нам объясняли, что и где и для чего. Изучать его внутренности было интересно. Этот кружок долго не продержался, а я в шестом классе уже записался и ходил в "Центральный клуб юных автомобилистов" на Садово-Самотечной. Это был настоящий кружек. Мы разбирали двигатели по косточкам и собирали их. Педагоги учили нас определять неисправности работающего двигателя на слух и устранять их. У нас были практические занятия по вождению, и даже автопробеги! Мне было 13 лет.

Первые права

Членский билет

Когда я поступил в клуб, мне было 13 лет. Я сам нашел и записался в этот клуб и старался не пропускать занятия.
Это, пожалуй, единственный документ, где я записан как Алексей. Мне очень нравилось это имя и меня во дворе так и звали, хотя знали и настоящее имя. Как это повелось, я точно не помню. Сначала меня кликали Лача, а потом Леха, Алеха. Даже много позже, в военном училище, где все строго, и то меня курсанты звали Алексеем ...

В авто клубе мы крутили не просто какие-то железки, а разбирали и собирали настоящие двигатели, которые после нашей сборки должны были исправно работать. Руки были в масле и бензине, но счастливее трудно было представить мальчишку. Я до винтика знал легковые "Москвич" и "Победу".

Я жил автомобилем. Учились водить прямо на московских улицах, благо машин в то время было не так много и город, казалось, идеально подходил для своих автожителей. Началась пора полетов. Каждый выезд на машине - это полет, захватывающий дух.
Как-то приехал Шурик из Тулы, мой троюродный брат. Он на ЗИМ-е возил какого-то начальника. И иногда привозил его в Москву, по делам. Ночевал Шурик всегда у нас. В этот период на улицах Москвы впервые появились горизонтальные светофоры, а Шурик был дальтоник! Он попросил меня поехать с ним, чтобы не попасть впросак. Мы поехали.
- У тебя третья свеча не работает, - говорю я Шурику, во время движения.
- Ты чего профессор что ли? - c некоторой иронией посмотрел он на меня
- Нет, правда, Шурик, по стуку слышно.
Шурик проехал еще не много и остановился.
- Ну, давай посмотрим, что тут у нас, - сказал он, открывая капот.
Мы вместе просунули головы и увидели, что со свечи третьего цилиндра соскочил провод. Шурик поставил его на место, закрыл капот и с таким уважительным любопытством посмотрел на меня, что я просто оцепенел. Когда мы сели в кабину и Шурик завел двигатель, шум был ровный, как и положено. По дороге я рассказывал Шурику, как и чему нас учили в автоклубе. Он всегда относился ко мне хорошо, а после этого случая просто зауважал!

права

В 15 лет я сдал все экзамены на юношеские права, которые давали мне право управлять автомобилем в присутствии водителя. Летом клуб организовывал автопробеги по Подмосковью и даже в другие города. Нас учили особенностям вождения на трассе, совмещая отдых с посещением музеев. Музеи меня мало привлекали, но когда я садился за руль, ощущение счастья переполняло, не смотря на то, что рядом сидел строгий, порой очень, инструктор.

В 16 лет, когда я получил в этом клубе любительские права, мне казалось, что в моей жизни произошло что-то очень важное. Важнее, чем аттестат зрелости - я стал взрослым, и моя мечта действительно может воплотиться в жизнь. Но я и не мог предположить, что путь к воплощению мечты будет таким долгим.

Каждый день я откладывал на автомобиль. Я понимал, что времени до воплощения мечты пройдет немало, но мечта о собственном автомобиле захватила меня очень сильно. Откладывал все - деньги, которые мне давала мама на завтрак (один рубль), или выигрыши в расшиши, пристенок и другие игры на деньги во дворе. Надо сказать, я редко был в проигрыше во дворе и почти всегда выигрывал 20-40 копеек, а то 2-3 рубля, но это было очень редко. Все свои сбережения я складывал в тайник: за деку пианино в самом низу. В 9-ом классе, отец уже с нами не жил, мама предложила купить телевизор - вещь по тому времени роскошная. Мы поехали с ней в ГУМ. Пришли в отдел, где продавали телевизоры и увидели только-только появившиеся телевизоры "Рубин" с огромным, по тем временам, экраном - больше тетрадки. У мамы не хватало денег на этот телевизор и я открылся маме, что у меня есть деньги и мы можем купить этот телевизор. Мы поехали домой. Я при маме "вскрыл" тайник и передал деньги. С тех пор моей тайны не существовало, а мама стала называть меня "скопимашиной" по аналогии "скопидома". Мы купили телевизор и были очень счастливы. Как сейчас помню: только мы его дома включили, то сразу увидели фильм "По щучьему велению", да так четко, что сами удивились.

Из любителя в профессионалы

В 1959 году, когда я поступил в военное училище, нас на первом же собрании спросили: "У кого есть любительские права?". Я и еще несколько человек подняли руки. Я помню это чувство гордости, обладателя любительских прав. Нас переписали и попросили, хотя в армии не просят, приказали сдать права. Как позже выяснилось, не все подняли руки, у кого были права, и у них при выпуске на руках были и любительские и профессиональные права. Вот так, хвастунишка, нечего высовываться! В училище нас учили всему основательно, но все же это был не клуб. Здесь не было работы с живым двигателем, а больше с плакатами. Вождение на грузовике, хоть и радовало, но мечталось на простор, без инструктора.

У отца моего друга, Юрки Таранина, была "Победа". Он был полковник авиации и жила семья в Монино. В отпуске, будучи курсантами военного училища, нам с Юркой удавалось поездить по Монинскому гарнизону на великолепной машине. А так больше на электричке или троллейбусе.

После окончания училища, офицером, мне приходилось сидеть за баранкой военных машин. Большой опыт я получил ночного вождения. Ведь мы ракетчики, особо секретные, и перемещались только ночью со светомаскировкой и прочими хитростями. Офицером я уже не мечтал о своем автомобиле. Я был человек казенный, без дома, без семьи, сегодня здесь, а завтра там.

В 1965 году, когда я был уволен из армии по состоянию здоровья, мечта моя иметь свой автомобиль, вновь обрела смысл. Но все же она не была главной. Я очень хотел учиться и все сделал для того, чтобы поступить в высшее учебное заведение - институт.

В 1966 году мама снова поехала в командировку заграницу, на этот раз в Венгрию. Там она проработала три года. "Ну, сынок, я накопила тебе на машину", - сказала мама приехав из командировки. Но государство не дремало и тут же цены на автомобили резко были подняты. Так в догонялки с родным и народным мы "играли" из года в год еще почти восемь лет.

Сон за рулем

После второго курса был мой первый студенческий строительный отряд. Зарабатывали мы очень не плохо. Я откладывал на машину все, что мог. Но даже после трех сезонов строй отряда, я не мог реализовать свою мечту. В строй отряде мне пришлось ездить на грузовике ГАЗ-51. Я одновременно был и шофером и строительным мастером и командиром отряда. Хотя у меня уже был опыт, но тем не менее я получил отличный урок на всю жизнь именно в строй отряде.

Однажды, после рабочего дня надо было отвезти крановщика, работавшего у нас, домой, в центральную усадьбу - Старая Ситня. Чтобы не гонять машину зря, решено было привезти из центральной усадьбы кирпич на стройку. Едем, со мной в кабине крановщик, в кузове ребята. Меня жутко клонило в сон. Я что-то про себя бормотал, уже показалась центральная усадьба, как вдруг просыпаюсь от сильного удара в бок - это крановщик локтем мне врезал, чтобы я проснулся. Машина уже была на встречной полосе и направлялась в кювет. Это был мой первый опыт борьбы со сном за рулем. Теперь я точно знаю, что сон нельзя перетерпеть - он навалиться внезапно и, быть может, навсегда. Когда мы доехали, я попросил у ребят разрешения отдохнуть. "Конечно, нам жизнь дорога!", - разрешили в один голос бойцы. Я прилег. Ребята загрузили кирпич и мы двинулись в обратный путь. Сидящие рядом старательно что-то рассказывали, но меня и так уже не тянуло в сон.

Погоня за мечтой

В 1970 году родился сын Алешка, через два с половиной года второй - Антошка. Накопления таяли, а государство свои "игры" не останавливало. После очередного подорожания я понял, что если сейчас не куплю автомашину, то с мечтой прийдется расстаться. Если в 1953 году (год смерти Сталина) "Победа" стоила 1,600 руб. (по ценам после реформы 1961 года), то в 1971 году автомобиль Жигули стоил 6000 руб. Причем повышение цен все активнее происходило в последнее десятилетие. Шел 1974 год. У меня не ладились семейные дела - я развелся с Рыжей и вынужден был оставить ей детей. Теперь у меня с зарплаты вычитали алименты. Тогда я себе сказал: "Или сейчас или никогда!". Впервые в жизни я занял денег. Это была очень большая сумма 1200 рублей - десять месячных заработков. О новой машине не приходилось даже мечтать, потому что надо было быть очередником, что бы тебя через райком партии или профсоюзный комитет предприятия внесли в список на очередь. А разнарядки на организации были 1-2 машины в год. Понятно, что до рядового инженера очередь дойдет только тогда, когда он уже будет сам каким нибудь начальником или ... Для меня был только один вариант - машина с рук. При такой политике государства, новая машина с рук стоила на много дороже, чем официально, а у меня и на официальную тю тю.

15-53

Вобщем, я нашел себе машину, которой уже было два года, пробег у нее был около 20 тыс. километров. Заплатил я за нее, как за новую 6,100 руб. Кстати сказать, в то время это была стоимость двух двухкомнатных квартир в Москве.

Моя мечта осуществилась - у меня есть свой автомобиль, да какой - ВАЗ 2102 УНИВЕРСАЛ! Я всегда испытывал трепет перед машинами с кузовом универсал, мне нравилась их форма, их красота через функциональность.

На фото мои сыновья возле машины в 1981 году у одного из объектов строй отряда "Волонтеры".

Необходимо было в течение года отдать долг. С первого дня я из машины не выходил: надо через дорогу пойти за хлебом - я в машину и за хлебом. Это был мой долгожданный дом, конь, друг. Первые недели две я из машины выходил весь мокрый - осваивался, а Москва новичков напрягает очень сильно: как проехать? где развернуться? вместо указателей "милицейские посты". Но как только освоился, начал подвозить пассажиров и зарабатывать - надо отдать долг! Летом 1975 года я организовал бригаду в 7 человек или, как тогда называли, "шарашку" или "шабашку", и мы поехали в отпуск строить плотину под Рославлем в Смоленской области. Построили с нуля! Заработок был где-то около 800 руб., то есть более 4 среднемесячных зарплат. Долг я отдал вовремя, и у меня началась полноценная жизнь автолюбителя.

Я объездил почти всю европейскую часть нашей страны. Несколько раз ездил в Ленинград. Большое путешествие было по маршруту Москва - Великий Новгород - Псков - Печоры - Тарту - Таллин - Пярну - Валга - Рига - Шяуляй - Вильнюс - Минск - Смоленск -Москва.

Москва - Киев - Одесса - Николаев - Херсон - Мелитополь - Бердянск - Харьков - Курск - Тула - Москва.

В подмосковье в каждом направлении, по основным шоссе, мною были разведаны уютные места отдыха - в лесу и на воде. Каждый выходной в погожие дни я выезжал на природу. Какое благо иметь машину - горизонты раздвигаются и у тебя появляется еще одна степень свободы.

Машина верно мне прослужила 11 лет. Она бедняга уже была латана перелатана. Днище и подкрылки я обклеил стеклотканью на эпоксидке. После того, как я попал в Волгограде в бетонный разрыв между дорожными плитами, я окончательно решил продать машину.

К лету 1986 года я приобрел подержанный автомобиль жигули ВАЗ 2111. Эта машина преподносила сюрпризы за сюрпризами. Вот записи Антона в бортовом журнале:

свеча

12 июля 1986 года. 22:30, на спидометре 79526 км. Скорость около 90 км.час. Темно, вдруг под капотом взрыв и грохот артиллерийской канонады. Срочно остановились и заглушили двигатель. Открываем капот. Увидели, что нет одной свечи, причем в блоке головки что-то от свечи осталось - это остаток плотно завернутой свечи. Вывернули, вставили запасную свечу. Решили поискать, ради интереса саму свечу - нашли. Теперь можно увидеть ее на снимке. Свеча разломилась прямо по металлическому шестиграннику.

Надо сказать, что машина оказалась с характером.

  • Она была неустойчивой на мокрой или скользкой дороге. Первый раз я это шкурой почувствовал, когда мы ехали отдыхать на Волгу.
  • Почти сразу же отвалился глушитель.
  • Двигатель тоже давал о себе знать. Это достаточно лаконично записал в дневнике Алеша, когда мы в 1987 году ехали на Волгу и, особенно, когда ехали назад.
  • Летом 1987 года во время отдыха на Волге машина загорелась. Случилось это во время мойки...
  • В завершении всего по дороге домой с Волги у нас полетел успокоитель цепи распределительного вала. Двигатель просто ревел. Нам пришлось через каждые 200 - 250 км. вскрывать двигатель, закреплять на успокоителе резиновую прокладку из подручных средств. Снова собирать двигатель и ехать дальше, пока резинка не сотрется. Так, по пути домой мы 4 раза в полевых условиях разбирали двигатель. Дома, отремонтировав машину, пришлось с ней расстаться. Я ее, капризную, продал без сожаления.
  • Впервые новый автомобиль

    Несколько месяцев я был без машины и летом 1988 г., получив деньги за свое изобретение, я покупаю новый Москвич 2141. Эта модель только только вышла и купить ее можно было только с рук. Цену объявляли перекупщики в два раза больше заводской. Переплачивать в два раза рука не поднимается, сопротивляется весь организм. Я поделился сомнениями с Артемом Тарасовым. На что он мне по-дружески сказал: "Если нравится, то, конечно надо покупать. Бери и не думай - один раз живем." И я купил. Впервые у меня новая с иголочки машина с удивительно красивой отделкой. Просторная, удобная и с гарантией. Я не мог надышаться запахами новой машины... Я был счастлив! Этим же летом мы втроем, я Алешка и Антошка, на новом Москвиче решили поехать на Волгу. С бензином по дороге трудности и мы решили экономить бензин и ехать накатом: разгоняли машину и потом ехали по инерции. Так набрали более 100 км. Отдыхали мы немного - около 10 дней. Машина вела себя безупречно.

    Летом 1989 года я повез семью Марины на любимые уже за многие годы места - на Волгу. Вернее я поехал один, а потом встретил Марину, ее мужа и двух дочерей в Волгограде, они приехали поездом. Марину за время отпуска я научил водить машину. Очаровательные девчата, Ксюша и Даша, тоже покатались на славу. Ксюша умудрилась даже прокатиться на крыше автомобиля. Автомобиль сослужил хорошую службу. Жаль, что обратно семья Марины не рискнула ехать на машине, а поехали на поезде.

    Как меня "кинули"

    Новый Москвич еще очень редко можно было увидеть на дорогах и потому вызывал большой интерес не только у простого населения, шоферов, но и у разных перекупщиков.

    Осенью 1989 года начались с Москвичем проблемы. То одно откажет, то другое. Заскрипела ступица правого переднего колеса. Все это мне очень не нравилось и я решил вернуться к Жигулям, как более надежным автомобилям. Я нашел покупателя. С самого начала покупатели, два армянина, вызвали у меня недоверие. Особенно после того, как они стали настаивать поехать в Красногорск оформить сделку. Я уже снял машину с учета и "тянуть" с продажей машины мне нельзя. Я согласился. Подъехали к салону. Армяне попросили у меня документы на машину, чтобы они сами через знакомых быстро все оформили. Я долго упирался, мне откровенно это не нравилось, но все же я поддался их уговорам и доводам. Они мне в залог дали какие-то векселя и мне даже было как-то неудобно, что я с подозрением к ним относился. Когда все было оформлено, машина была уже официально записана на них, а у меня какие-то векселя, мы поехали в Москву, чтобы в сберкассе обменять векселя на деньги. По дороге они мне объясняют, что все "концерт окончен". Я, вобщем-то, готов был к такому исходу и все события этого дня, вплоть до мелочей, выстроились в стройную логическую цепь. "За глупость надо платить", - сказал я сам себе.

    - Чего ты спокойный такой? Смотри-ка, - обращается армянин за рулем моей бывшей машины к своему напарнику, - он еще и улыбается. Другие в слезы и умоляют, а этот улыбается.
    - Вы знаете, что делаете, - спокойно отвечаю я, а у самого все внутри сжалось. Я был в жутком гневе и на них и на себя. Неопределенность, как они поступят со мной подмешивала страх.

    На кольцевой дороге в безлюдном месте они меня высадили и пригрозили, чтобы я не дергался и никому не звонил. Домой я добрался в жутком состоянии. От полученного стресса отходил не менее двух недель.

    Когда через месяц Артем Тарасов узнал о происшедшем, то сказал: "Что же ты сразу к нам не обратился? Там же в Красногорске наша группа занимается автострахованием и есть связи. Мы бы тебе помогли". Я был благодарен Артему за сочувствие, но время ушло.

    Я не люблю плакаться друзьям и держу проблемы при себе. Но тут остался без машины и не заметить этого мои друзья и знакомые не могли. Среди пользователей компьютеров Амига был Добровольский Виталий. Он проживал в Малаховке и когда узнал о моей беде предложил взять его машину Жигули, пока я не куплю себе другую. Машина у него была в прекрасном состоянии и единственное условие, которое выдвинул Виталий - не попадать в аварию. Вот какие люди встречаются на жизненном пути и узнаешь это только когда приходит беда. Больше месяца я пользовался машиной Виталия пока не купил ВАЗ 2104 с пробегом, уж очень она мне напоминала мою первую.

    Полтора года без прав

    Итак, 1990 год, у меня ВАЗ 2104 в очень приличном состоянии. Однажды меня попросил Грант Балаян подвезти в аэропорт Внуково к его отлету купленные в магазине Chip-Shop факс и принтер. Я погрузил покупки и поехал. При выезде из Москвы на посту ГАИ меня останавливает милиционер, придираясь, что я пересек сплошную линию. Начались "прения сторон" и тут я отдаю ему свои права и говорю: " Вот мои права, я опаздываю к самолету, минут через сорок вернусь". Сел в машину и уехал. Когда я вернулся, милиционер попросил меня зайти в будку, где мне объяснили, что за нарушение правил меня лишают прав на месяц. Мои уговоры не действовали. Я понял - они боялись, что приехал вооруженный диктофоном и прочими шпионскими штучками. Я уехал без прав. Работы у меня было много и все как-то недосуг заехать в отделение ГАИ за правами, хотя каждый день я был за рулем. Прошло около трех месяцев я приезжаю в ГАИ, где мне сообщают, что срок прошел и мои документы передали в МРЭО. Опять работа, текущие дела. Где-то через 6-7 месяцев я приезжаю в МРЭО. Мне документы не отдают без справки медицинской медкомиссии. Шло время. В конце концов я прошел мед. комиссию и привез справку в МРЭО. "Вам надо пересдавать правила уличного движения, поскольку Вы уже год как не водите машину". Ничего себе ошарашили! Вот уж не ожидал такого исхода. Первое время я был в растерянности, но деваться некуда и я стал себя морально готовить к экзаменам. Даже купил новые правила дорожного движения. Прошло полтора года, как меня лишили прав, когда я снова приехал в МРЭО, чтобы посмотреть как проходит экзамен и записаться. Меня предупредили, что очередь на месяц вперед. В МРЭО в день экзаменов было столпотворение. Экзамены проходили на втором этаже, а народ толпился и ждал своего часа повсюду. На первом этаже в окошке, где выдают "арестованные" права и другие документы, обратил внимание, что дежурит женщина офицер. Что-то щелкнуло у меня в голове, я подхожу к окошку, достаю медицинскую справку, протягиваю женщине и говорю: "Меня просили принести медицинскую справку, чтобы получить права". Офицер взяла справку, покопалась в своих стеллажах, дала мне расписаться и вернула мне права. Боже, какой же это был счастливый момент! Я выскочил из МРЭО веселый и не мог сдержать смех то ли нервный, то ли счастливый.

    Полтора года я каждый день ездил по Москве без документов, за версту чувствуя милицейские посты и засады и не разу не был остановлен. Где грузовиком прикроешься или каким другим транспортом, но я не испытывал какого либо неудобства. Просто старался не выделяться в потоке. А когда получил права, на следующий же день на рублевской развязке меня останавливает милиционер. Я останавливаюсь метров за десять до него, выхожу из машины и иду к нему.

    - документы есть? - спрашивает меня милиционер, когда я был еще на половине пути.
    - Есть, - отвечаю я и рукой лезу в карман.
    - Ну так езжай, - улыбаясь сказал он.

    Такого еще со мной не было, чтобы даже документы не посмотрели - правительственная трасса, у них свои правила. Вот такая реальная история.

    В Германию за машиной

    Весной 1993 года мне звонит сын из Самары, сообщая, что он хочет там сдать на права и ему хотелось бы получить хорошую практику вождения. Он попросил у меня машину. Алешка любит "нагружать" иной раз удивляешься его беспечности. Но тут случай особый. Я знаю, что такое мечта и какой долгий и не простой бывает путь. Я решил помочь сыну и перегнал свою машину в Самару. Оставив машину Алешке и пожелав удачи, я в тот же день сел на поезд и уехал в Москву.

    В это время организуется круиз на научном гидрографическом судне из Санкт-Петербурга в немецкий порт Киль для покупки автомобилей. В стране был полный хаос. Промышленность не работала и все торговали - одни, чтобы выжить, другие, чтобы жить. Так и научное гидрографическое судно включилось в коммерческие рейсы в Германию за автомобилями, чтобы хоть как-то удержаться на плаву. В России после распада Советского Союза стали появляться люди, которые ради своего престижа готовы были выложить приличные суммы за новенькие дорогие иномарки Мерседес и БМВ. Это вызывало недоумение и вопросы у немцев. Я, хоть и активно работал, но не мог себе позволить даже недорогую новую машину, поэтому расчитывал купить недорого подержанную. Мы пришвартовались в порту Киль. Город-порт нас встретил приветливо. Рынок быстро формирует отношения и в порту мы нашли людей, говорящих по-русски, готовых нам помочь. Мне вызвался помочь немец, лет тридцати, хорошо владеющий русским языком. Он посадил меня в свою машину и мы объездили, наверное, все площадки где были автомашины с пробегом. В конце концов я выбрал шоколадно золотистого цвета Opel Record за 3000 долларов. Потом мой гид пригласил меня к себе на ферму в пригороде города. Я посмотрел как свободно, чисто и комфортабельно живут в Германии фермеры. Это было его основное занятие. Но помимо этого он помогал туристам, собирал и утилизировал старые автопокрышки и еще у него было увлечение реставрировать старые автомобили. Я удостоился чести посмотреть на его коллекцию в ангаре и на последнюю его находку, над которой он теперь корпит, машину, на которой ездил Гитлер.

    Недалеко от дома виднелись два огромных бурта из старых автопокрышек. Гостеприимный немец отобрал пять весьма приличных покрышек и продал их мне по одному доллару за покрышку. Затем он отвез меня в порт и помог пройти таможню на вывоз автомашины. Перед расставанием я хотел как-то его отблагодарить, но немец наотрез отказался, объяснив, что получит комиссионное вознаграждение за проданный автомобиль и этого вполне достаточно. Это первое посещение Германии произвело на меня очень приятное впечатление.

    Снова без прав

    Судно причалило в Ленинграде.

    Хотя Ленинград в 1991 году был переименован в Санкт-Петербург, этот город-герой для меня оставался Ленинградом.Что удивительно, название города не ассоциировалось с именем вождя, а ассоциировалось с блокадой и блокадниками.

    Судно должны проверить пограничные службы и мне надо было подготовить документы на машину. И тут я спохватился, что забыл дома, в Москве, права на вождение автомобиля. Как же быть? Никто не согласится буксировать меня до Москвы. Нанимать шофера у меня тоже не было ни средств, ни желания. Я решил рискнуть отправиться в путь самостоятельно без документов. После проверки судна пограничными службами, началась разгрузка автомашин. Научное судно было неприспособлено для перевозки таких грузов, но команда работала слаженно и уверенно. Каждому хотелось, чтобы его машину спустили на землю в числе первых. Но первыми были дорогие новые машины. При разгрузке одной из них съехал трос с крепления и оставил глубокий след на кузове машины. Все владельцы купленных машин заволновались. Заволновался и я, желая теперь, чтобы мою машину разгружали в числе последних, когда такелажники приобретут подходящий опыт. Мою машину разгрузили без проблем и я поехал на заправку.

    Машина без номеров всегда объект пристольного внимания милиционеров. У поста ГАИ на выезде из города меня останавливают для проверки документов. Я показываю все документы на машину. Все нормально. На просьбу предъявить водительские права я стал их искать сначала в своих карманах, потом в сумке. Милиционеры терпеливо ждали.

    - Наверное где-то в одежде, говорю я им и открыл багажник где у меня был чемодан и большая сумка с вещами.

    Не спеша я доставал вещи, проверяя каждую нет ли там документов, и раскладывал их на крыше своего автомобиля. Постепенно мой автомобиль внешне превращался в торговый ларек. Когда я выложил последние штаны из сумки милиционер меня спрашивает:

    - Ну что, все?
    - Нет, отвечаю я, - там еще чемодан.
    - Все, хватит, - раздраженно сказал милиционер, - давай быстренько собирай вещи и поезжай, некогда нам с тобой тут ...

    Получилось!!! Я довольный быстро все побросал назад в сумку и набирая скорость мчался к Москве. Снова на моем пути пост ГАИ. Останавливают. Я милиционерам говорю, что меня уже шманали только что и, если так дело пойдет дальше, то я и за два дня не доберусь до Москвы. Кажется они с пониманием отнеслись к моему незлобному ворчанию и, увидев в машине бутылки кока-колы, попросили попить. Я отдал им бутылку и снова помчался к Москве. Уже было темно, когда на моем пути сверкнула милицейская полосатая палочка. Я глянул в зеркало заднего вида - за мной шла легковая машина. Я включил поворотник, сбавил скорость и, проехав за гаишника стал принимать вправо, наблюдая в зеркало. Увидев, что милиционер останавливает и вторую машину, я вновь нажал на газ и помчался к Москве. Никакой реакции со стороны милиционеров не последовало. Уже около 2-х часов ночи, подъезжая к Зеленограду я увидел море огней, несколько милицейских машин и очень активных гаишников, останавливающих всех подряд. Близость Москвы уже чувствовалось, поэтому, несмотря на позднее время, машин на дороге было достаточно. На обочине тоже стояло несколько машин и возле них милиционеры проверяли документы. Похоже это была облава. "Ну а я то здесь причем?" - подумал я и снова сделал тот же финт: сделал вид, что понял жест и готов остановиться, а проехав за гаишника, нажал на газ и домой. Ехал несколько километров и пристально всматривался в зеркала - нет ли погони. Но погони не было. Как ни странно, но в Москву я въехал вообще без остановки. Видимо у них был "час отдыха". Добравшись до дому я первым делом кинулся проверять свои документы - права были на месте.

    Вскоре я получил номера и летом этого же года совершил самый длинный автопробег: Москва - Ленинград - Мурманск - СевероДвинск и обратно. Где то в Карелии во время ночлега, когда я съезжал с дороги, чтобы отдохнуть, я наехал днищем на камень, который не видно было на покрытой мхом поляне. Весь путь от Мурманска до дома я проделал за 36 часов. Позже, уже дома обнаружилось, что я помял картер двигателя и масляный насос перестал работать. В результате у меня заклинил двигатель. Иномарок в Москве в то время было не так много, а фирменных сервисных центров, кроме отечественных, вообще не было. Я решил продать машину и достаточно быстро нашел покупателя. Продал машину за 2000 долларов.

    Главное - выжить

    Алешка в Самаре заканчивал свою работу и я выехал поездом в Самару, чтобы обратно перегнать машину в Москву.
    11 февраля 1994 года после обеда мы выехали из Самары. За рулем был Алешка. Водительские права в Самаре он так и не получил, но практику вождения освоил хорошо. Я был удивлен, как он не по-мальчишески спокойно и уверенно ведет машину. Езда по трассе требует особых навыков. Я не уверен, что мой сын был так же спокоен, как и я. Ведь он впервые на трассе, да еще в присутствии такого строгого судьи, как отец. Но я не подавал никаких признаков волнения и даже немного вздремнул. Где-то около семи часов вечера мы проехали Рязань. Не успели отъехать от города и 30 километров, как вдруг за машиной образовался белый шлейф, за которым ничего не было видно. И температура двигателя стала быстро подниматься. Я понял, что охлаждающая жидкость стала поступать в цилиндры и вместе с выхлопными газами образовывала облако пара. На улице около 25 градусов мороза. Время было такое, что все возможные варианты ремонта отпадали - все закрыто. Остановиться где-то переночевать? Пока найдем ночлег, промерзнем и мы, и машина. Я принимаю решение двигаться домой, заправляясь водой по дороге.

    - Сейчас наша с тобой задача, Алешка, - выжить, - сказал я сыну спокойно и со всей серьезностью.

    Объяснив, что произошло и что нам предстоит делать, мы перекрыли печку и, не теряя ни минуты, двинулись в путь. Я сел за руль и использовал все средства, чтобы зря не расходовать мощность двигателя и как можно дальше проехать на том запасе воды, какой у нас был. Нам удавалось до перегрева двигателя проехать 30-40 км, не более. Слава богу, что на этой трассе встречались деревушки. Хотябыл уже поздний вечер, но не все еще спали. Мы высматривали светящиеся окна и просили воды. Замерзший, окоченевший Алешка, преодолевая скованность замерзших конечностей, старался как можно быстрее проделать этот путь за водой и обратно.

    Заливать холодную воду в радиатор, когда двигатель горячий, можно только понемногу. Иначе он может просто треснуть или может разорвать головку двигателя. На трассе я разгонял машину, затем глушил двигатель и машина ехала по инерции. Потом снова заводил, разгонял, снова ехал накатом, и так до следующей деревни. Когда двигатель работал, машины нас не обгоняли, потому что из-за облака пара им ничего не было видно. Руки плохо слушались, ноги окоченели. Я смотрел на Алешку, съежившегося от холода (на улице было уже около 30 градусов мороза), и просил его двигаться, чтобы хоть как-то согреться. Я что-то рассказывал, вспоминал смешные истории, лишь бы Алешка не заснул. Иначе можно было получить обморожение. Когда мы проехали Коломну, у меня появилась уверенность, что мы доедем до дома, и настроение немного приподнялось. Населенные пункты попадались чаще, но время было ночное, так что приходилось выискивать колодцы. Около двух часов ночи мы въехали в Москву. Возле ГАИ нас остановили. Милиционер в тулупе и в шапке ушанке завязанной по погоде, из под которой были видны красные щеки, нос и что-то напоминающее рот с сосульками, попросил нас выйти. Когда мы вышли, скрюченные от холода, и объяснились, милиционер говорит: "Я подумал, что вы машину угнали. За вами такой шлейф белого дыма. Желаю вам побыстрее доехать и отогреться".

    Наконец мы дома! Первым делом накинули на себя все, что только можно было накинуть, - пальто, одеяла, покрывала, и сели на кухне. Все тело пробивала крупная дрожь. Так мы сидели минут 5-10. Несколько согревшись, Алешка пошел мыть руки и буквально обжегся холодной водой - так замерзли руки. Спали мы как убитые. Никаких обморожений или заболеваний не было. Мы выжили!

    От аварий никто не застрахован

    Летом 1994 года я покупаю очень приличную ВАЗ 2109 с пробегом, оформляя генеральную доверенность у владельца. Почти семь лет эта машина служила мне верой и правдой, пока в 30 декабря в меня не врезалась со второстепенной дороги девчонка на дорогой БМВ. Я ехал с работы, как вдруг в меня врезается БМВ и отбрасывает машину в сугроб на углу перекрестка. Удар пришелся на левое переднее колесо. Я в гневе вылезаю из машины и вижу, как из БМВ выходит перепуганная молодая девица. Мой гнев сменился на раздражение.

    - Ой, виновата я, - шептала она.
    - Кто же тебя учил? - обращаюсь я к ней раздраженно, - ведь ты убить кого-нибудь можешь.
    - Виновата я, виновата ...- шептала она и пыталась кому-то позвонить.

    Довольно скоро подъехал молодой парень и вступил со мной в торг. Они мне заплатили 200 долларов и я, ковыряя левым колесом, виляя и приседая, с трудом доехал до дому. Недалеко от дома, на соседней улице была автомастерская, где работал знакомый мне и моей машине очень хороший слесарь Василий. Я показал ему машину, чтобы узнать стоимость ремонта и сроки. Взвесив все за и против я решаю продать автомобиль не ремонтируя Василию. Я стал подкидывать монетку, чтобы определить цену, каждый раз добавляя 100 долларов. Когда сумма выросла до трехсот долларов, монетка показала орла. Я подхожу к Василию с вопросом возьмет ли он у меня машину за 300 долларов, но все оформление будет на нем. Василий согласился сразу. Так я расстался со своей "девяткой".

    Спасибо узбекам

    Новый год я встречал без машины. Уже десятилетия, как я крайне редко пользуюсь общественным транспортом или метро. На работе даже подшучивали: "Спроси у Рубена как проехать на метро? Он тебе не ответит". Хотя раньше я не только знал как проехать, но и где встать на платформе, чтобы точно попасть к выходу или на пересадку. Мне без машины было очень некомфортно. В это время в страну стали поступать NEXIA - автомобили из Узбекистана, где узбеки построили завод по сборке южно-корейских автомобилей. А южно-корейцы, в свою очередь, купили в Германии лицензию Opel Kadet на выпуск автомобилией под своей маркой. В результате появилась на свет недорогая, качественная и современная машина Nexia.

    В конце января 2001 года я был обладателем нового импортного автомобиля с кондиционером, электрическими зеркалами и стекло подъемниками. Это было очень необычно для отечественных автолюбителей. Машина верно мне послужила 7 лет. Несмотря на то, что это была лучшая машина из тех, которые были у меня до нее, на ее долю пришелся очень тяжелый период - ремонт квартиры. Что я только на ней не возил? Лучше сказать, что я на ней возил все: и цемент, и кирпичи, и доски, и двери и много много еще чего. Основной ремонт квартиры я закончил в 2005 году. После этого Nexia мне послужила еще три года, пока я не решил ее продать, поскольку на поддержание старенькой машины требовалось все больше средств и времени. Когда я ее продавал у Нины выступили слезы.

    Китайская экспансия

    2008 год. Если 10 лет назад в магазинах стали появляться товары из Китая, которые были очень дешевы и низкого качества, то в 2008 году большинство товаров на прилавках магазинов были китайского производства и отличались низкой ценой и достаточно высоким качеством. Это касалось любой продукции: парфюмерия, цифровая техника, одежда, продукты, игрушки и прочее. Люди покупали китайские товары охотнее и понятие "китайское, значит плохое" выкорчевывалось грамотной экономической политикой Китая и, конечно, трудолюбием китайцев.

    Chery Kimo

    Автомобильная промышленность Китая не стояла в стороне общего подъема и, как пример, в 2008 году на рынке Росии появилась автомашина китайской разработки и китайского производства Chery Kimo. В августе 2008 года я становлюсь владельцем новой Chery Kimo. Именно с приобретением этого автомобиля в моей жизни автомобилиста произошла эволюция - я стал меньше ездить. Достаточно сказать, что за четыре года эксплуатации счетчик зафиксировал 17500 км. Ранее такой пробег у меня получался за 9-12 месяцев.

    - Вы не боитесь, что будут проблемы с запасными частями? - спрашивали меня при покупке машины.
    - Я рискну,- отвечал я.

    За тот небольшой срок, если учитывать малый пробег, машиной я был доволен. Правда, в самом начале мне по гарантии поменяли глушитель (где то разошелся шов). Ждать поставки пришлось около месяца. В 2012 году обнаружилось, что надо менять шаровую опору. Гарантии уже не было и я сделал заказ. Рычаг в сборе с шаровой опорой доставили быстро, но я решил обновить автомобиль на новый того же производителя. Компания Chery выпустила в 2011 году модель Indis, которая была очень похожа на Kimo, но по всем габаритам на 10 см. больше.

    Китай завоевывает доверие

    С покупкой нового автомобиля я колебался: "Это блаж!",- говорил я сам себе. Ну и действительно, моя машина по пробегу совсем молодая... Однако с возрастом цена на машину резко упадет... Лучше обновить сейчас. После некоторых мытарств по разным автосалонам я принимаю решение продать свою и купить Chery Indis. При оценке моего автомобиля в отличном состоянии называли суммы не более 170 тыс. рублей. Если учесть, что новая машина стоила 310 тысяч рублей, плюс машина полностью обработана антикоррозионными средствами, плюс защита картера, коврики, чехлы и отличная сигнализация, то суммируя всё цена казалась оскорбительно низкой. Но не продав машину, новую не купишь, денег нет. После нескольких попыток оценить свою автомашину я отказался от этой идеи, потому что с такой суммой на новую машину все равно не хватает. Оставался вариант занять денег на время, купить новую и без спешки выставить свою старенькую машину на продажу. Тогда можно было бы получить за нее 200-220 тыс. руб. Этого бы как раз хватило. У меня и так были сомнения - стоит ли продавать сейчас, а тут еще эта канитель... Я решил отказаться от идеи покупки новой машины.

    Во время очередного свидания с мамой, я привозил ей продукты на 3-4 дня, я рассказал ей о моих попытках продать автомашину и о том, что решил еще год, два поездить на старой.

    - Сними с моей книжки. Возьми столько, сколько тебе надо, - сказала мама, - там есть деньги? - посмотрела она на меня толи спрашивая толь утверждая.

    На сберегательной книжке были деньги, туда поступала мамина пенсия и выплаты по инвалидности. Мы несколько месяцев назад оформили на меня генеральную доверенность и я мог и снимать и вкладывать деньги на мамину книжку.
    - Есть, я ничего не трогаю, - и я показал маме книжку.
    - Сними.
    - Да нет, мама, спасибо, я уже решил.
    - Сними, - настаивала мама, - Раз ты это задумал, значит так надо. Ты хозяин хороший. Потом продашь машину не спеша и вернешь деньги.

    Пока ехал от мамы домой, я все прокручивал в голове различные варианты. Покупать или нет? Снова в голову лезли разные аргументы за и против, но в конце концов доводы в пользу новой перевесили. Дома я начал обзванивать автомобильные площадки, чтобы выставить свою машину на продажу.

    - Жалко машину продавать, - говорит Нина, а у самой аж слезы на глазах. Действительно жалко, нам очень нравилась наша "девочка", "карамелька" и какие только ласковые имена мы ей не придумывали. - Может оставим ее? Я учиться пойду, а долги, если не горит, через месяца два-три вернем. Я еще у брата займу, - продолжала Нина.
    - Ты хочешь научиться водить машину?
    - Да, - тихо ответила Нина и в ее ответе было что-то от мечты, в которую она и не верила.
    - Тогда не продаем!, - с какой-то легкостью ответил я, и подумав добавил - хотя научиться водить можно и имея одну машину в семье, но стимула будет меньше. Решено!

    Я снял с маминой книжки 200 тыс. рублей и в апреле 2012 года покупаю новую Chery Indis.

    Пока на новой еще нет номеров, я езжу на старой машине. Завел свою "старушку". Сначала, как часто это было, что-то под капотом завизжало. Это, как мне объяснили в сервисном центре, ремень, который может быть скоро надо будет поменять. Я им поверил. Вдруг из под капота пошел густой белый дым. Я выключил двигатель и подождал когда дым развеется. Открыл капот, осмотрел двигатель, ничего не заметив включил двигатель. Двигатель заработал тихо, без каких либо признаков неисправности. Я закрыл капот и повез маме продукты. Когда ехал от мамы домой, как вдруг что-то радио стало хрюкать, а заезжая во двор оно совсем замолчало. Все события этого дгня выстроились в один ряд и я понял, что скорее всего заклинил генератор и аккумулятор полностью разряжен. Спасибо, что успел доехать до дома. Открыл капот и убедился, что ремня генератора нет (старею, раньше я это заметил бы еще при первом открытии капота) и шкив генератора не прокручивается. Да, автомобиль явно не желал, чтобы его продавали. Я созвонился с автосервисом в Долгопрудном, где покупал Indis, и отвез на ремонт свою Kima. Мне заменили рычаг передней подвески и отремонтировали генератор. Машина заурчала как новая!!! Я ехал из сервиса домой и радовался. Машина вела себя безупречно - еще послужит!

    Я очень не люблю быть должником. Мы с Ниной решили отказаться от запланированной ранее поездки куда-нибудь на море-океан. Подобрали все свои сбережения, плюс Нина заняла у брата 100 тысяч рублей и к 1 мая, то есть через полмесяца, я готов был вернуть маме долг - положить на ее сберкнижку 200 тыс. рублей. Радуясь, что так быстро можно вернуть долг, я сообщаю это маме. Когда она поинтересовалась, как я буду продавать свою старую машину, я ей рассказал о своем решении оставить автомобиль Нине. К моему удивлению мама это восприняла нормально и сказала, чтобы я положил на книжку только 100 тыс. рублей, а остальные 100 тыс. рублей она дарит на новую машину. Здорово! Спасибо, теперь и брату Нины можно отдать долг.

    К сожалению, Chery Indis не может похвастаться географией своих путешествий, да и пробег машины за 9 лет составил всего 13 000 км. Именно на ее долю выпали по времени две операции на моих глазах (2017 год) и удаление почки (2018 год). Зато она всегда была готова помочь во время болезни мамы до самых последних дней. Похоже это была её основная миссия.
    После операций меня как будто вышибло из седла, а тут еще аккумулятор совсем сел, и я только мог мечтать о поездках на своей машине. Наступил 2021 год. Я купил новый аккумулятор и завел машину. Она приветлево заурчала, а я чуть ли не прыгал от радости. Мы с Ниной поехади на рынок. Нас приветливо встретили старые знакомые и мы закупили кучу продуктов. Настроение было праздничное, как будто в семью вернулся старый и долгожданный друг.
    Когда эйфория прошла, я пораскинул мозгами и решил расстаться с машиной - продать. Все таки ей было 9 лет. Внешне машина в идеальном состоянии, так как я на ней почти не ездил. Машина практически новая, но я опасаюсь больше за резиновые уплотнители, ремни и прочее - как бы не подвели меня в дороге.

    Мне предварительно ее оценили в 131 тыс. рублей, но там же удалось продать нашу машину за 220 тыс. рублей.

    Теперь встал вопрос - будем ли мы покупать новую машину, имеет ли смысл? А очень хочется чувствовать себя свободным, как прежде, имея под окном свой автомобиль. Я поделился своими терзаниями со старшим сыном, Алешей, и он отозвался мне помочь. Алеша одобрил мой выбор автомобиля Chery TIGGO 4, сам нашел и забронировал красного цвета машину у диллера и 26 июня 2021 года мы оформили покупку, а 28 июня я получил новый автомобиль. Из салона я в сопровождении Алеши доехал на новой машине до дома.

    Машина просто чудо. О такой даже мечтать было невозможно Спасибо сыну за его финансовую поддержку и организацию всего процесса покупки.

    avto

    Фото

    УОИ
    2001
    Hosted by uCoz