Судьба

в нужном месте
в нужный час.

Лето 1986 года

(записи из дневника помогают вспомнить)

Вдвоем на Волгу

Год на работе прошел напряженно – изготовление устройств, оформление изобретений, попытки внедрения. Весь год я был под впечатлением нашего отдыха на Волге. И вот снова наступает лето. Алеша весь поглощен училищем и не может поехать, но согласился поехать со мной на Волгу Антон.

Женщины, как всегда, не могли остаться в стороне и возражали, но не очень сильно. Бабушка (моя мама) согласилась привезти Антошку из пионерского лагеря "Литвиново". До последнего момента было неясно, поедет Антон или нет. Поэтому закупки для отдыха и в дорогу я решил делать, когда точно будет известно, едем мы или нет.

Антон приехал, мы едем на Волгу. У меня последний рабочий день перед отпуском – 10 июля 1986 г. Отпросившись пораньше с работы, я помчался в автомагазин на Варшавке и купил багажник на машину, талоны на бензин и прочее. К 20:00 мчусь домой. Антошка ждал у дверей подъезда – объятия. Поговорили о планах, Антон решил остаться на ночлег.

У меня давно созрело решение приобрести компьютер своим мальчишкам, и я активно искал подходящий вариант. Поговорили с Антоном о компьютерах, поиграли в быков и коров, легли спать... Около 24:00 звонит Ося (мафиози по компьютерам). Предложил завтра вечером посмотреть компьютер Hitachi.

На следующий день, помотавшись по всему городу из одного конца Москвы в другой, я купил все для отдыха. В советское время все было дефицитом, и в одном месте нельзя было купить все необходимое.

Затем заехал в "Текстильщики" к Олегу Феонову за блеснами и вечером, как договорились, мы с Антоном поехали смотреть компьютер. По дороге мы условились сдерживать свои эмоции при осмотре компьютера, иначе нам постараются продать компьютер дороже.

Сильный ветер – выворачивает зонт, да так, что у зонта отрывает клепки. Погода дрянь: холод, дождь и ветер. Темным вечером на тихой улице "Правда", под проливным дождем, как в фильме про шпионов, мы встречаемся с продавцами компьютера. Знакомимся, присматриваемся друг к другу, и когда подозрение с обеих сторон ушло, сели в машину и поехали в "Тушино" смотреть сам компьютер.

Компьютер нам понравился сразу. Это было какое-то чудо, но мы виду особо не подавали. Договорились о цене. За компьютер просили 2000 руб., нам уступили 100 руб. (месячная зарплата инженера – 150 руб.). Мы обменялись телефонами и разъехались в первом часу ночи. Договорились, что сразу после отдыха, в сентябре, я покупаю этот компьютер. На том и расстались.

свеча

12 июля 1986 г. В путь

Выехали в 9 утра. Ехали спокойно и в хорошем настроении. Пели, играли, рассказывали разные истории. Время позднее, 22:30, на улице уже темно, скорость – около 90 км/час. Вдруг под капотом взрыв и грохот артиллерийской канонады. Срочно остановились и заглушили двигатель.

Мы проехали около 712 км. Открывает капот. Увидели, что нет одной свечи, причем в блоке головки что-то от свечи осталось – это остаток плотно завернутой свечи. Вывернули, вставили запасную свечу. Решили поискать, ради интереса, саму свечу – нашли. Ее можно увидеть на снимке.

Свеча разломилась прямо по металлическому шестиграннику.

Завели машину – и снова в путь. Через 80 км решили остановиться на ночлег у Медведицы на берегу. Место удобное, и рядом вода.

13 это счастливое число? 13 июля 1986 г.

В четыре утра снова в путь. Антон проснулся уже в дороге. Настроение прекрасное! Заехали на эстакаду, подправили глушитель. Начался дождь.

После обгона грузовика "Колхида" еле-еле удержал машину – бросало то в одну сторону, то в другую. "Колхида" сразу сбросила скорость. Теперь можно тормозить двигателем. Хорошо, что не было встречных машин. Очень скользкая дорога. Шли, пока не кончилась мокрая дорога, не более 60 км в час.

Менее чем за сутки машина нам преподносит второй сюрприз. Это первое путешествие на этой машине, которую я купил весной взамен верно отслужившей мне ВАЗ 2102. Она оказалась очень верткой. Видимо, ранее была в аварии и у нее смещен задний мост, или что-то еще в этом роде.

Волгоград прошли разом. Чуть не задохнулись от привета очистных сооружений. При съезде в пойму оторвали глушитель окончательно.

Приехали! Устал жутко! На месте нас встретили добрые знакомые по прошлому году Владлен Семенович и дядя Коля. Поставили палатку и начали обустраиваться.

Отдых на Волге – это активный отдых. Мы ловили рыбу, готовили себе пищу, купались, а загар сам ложился куда хотел. Антон учился закидывать спиннинг, плавать и нырять, ездить на мопеде и даже водить машину.

Мне пришлось немало времени потратить на ремонт машины. Поехал в Кальновку делать глушитель. Сварили глушитель, но оторвали две шпильки.

16 июля 1986 г. Антону 14 лет!

Антошка радует своего родителя: еще нет ребенку и суток, а он уже говорит. Как здорово, что мы вместе в его день рождения! Счастья тебе, мой дорогой.

На следующий день во время завтрака приехал сварщик за магарычом (мы ему дали кличку "СОХР"). Приехал пьяный – пришлось налить. Он начал нас агитировать переехать на косу. Решили съездить и посмотреть. Место Антону понравилось, но для убедительности я спросил Антона несколько раз: "Переезжаем?" – "Да!"

К Владлену приехал сын, Игорь Христенко. Они сказали, что рыбалка там будет лучше, но чувствовать мы себя там будем одиноко. Надо знать Антона – его это не испугало и мы переехали, а я не возражал, потому что я здесь, чтобы сыну было комфортно. На новом месте я никак не мог накупаться, настолько вода ласковая и чистая. При переезде все время мучились с глушителем. Переправили груз на лодке, так как на машине нельзя было подъехать к новому месту, и ее пришлось оставить метров за 100. Поставили палатку, сделали очаг, приготовили фасоль, салат, нарезали сервелат. Поели, попили. СОХР ушел очень поздно с недопитым коньяком.

Если говорить о рыбалке, то клева на этом месте почему-то не было. Купаемся очень много и от души. Очень много пыли. Сильно обгорели. Вечером очень много комаров. Потом наступает время, когда стрекозы как по команде исчезают. Наверное, ложатся спать. Вот тут держись. Комаров просто тучи. С каждым днем все отчетливее вырисовывалась ошибка и моя (идти на поводу прихоти сына нельзя), и сына (упрямство – вещь хорошая, но стоит прислушиваться и к другому мнению).

Игорь Христенко

19 июля 1986 г. Вот уже третий день мы на новом месте. Вечером, когда мы уже спустили воздух из своей лодки и собирались ужинать, слышим шум знакомого мотора – это Игорь Христенко возвращался с большой Волги в свой лагерь на "Романтике".

Между нашим берегом и основным фарватером были еще две песчаные косы. Как раз между ними мы любили купаться. Узнать Игоря было нетрудно. Во-первых, по лодке, а во-вторых, кто еще может здесь проплывать в такое время? Мы видим, как за косами мчится лодка и вдруг ее подкидывает на полном ходу, переворачивает, а Игоря выбрасывает в воду.

На мгновение мы оцепенели, были ошарашены увиденным. Потом стали кричать Игорю с берега, не зная, жив он или нет, слышит нас или нет, что мы плывем на помощь.

Мы мигом поднадули нашу лодку и быстро, как только могли, добрались до пострадавшего. Игорь был цел. Лодку оставлять на мели нельзя было, и мы притащили ее к берегу. Быстренько переодели Игоря, налили спирта, для профилактики, и накормили.

Пока Игорь отдыхал и приходил в себя, я решил посмотреть "Романтику". На лодке не было видно явных повреждений, и после чистки, промывки и просушки мне удалось завести мотор.

Из лодки выбросило все вещи, в том числе и ящик с уникальным набором рыболовных снастей отца Игоря. Это волновало Игоря больше всего, так как на месте аварии течение сильное и шансов найти вещи немного.

На следующий день приехал взволнованный Владлен с благодарностью за спасение сына:

– Рубен, я тебе так благодарен, вы спасли мне сына. – И после короткой паузы, – Налей сто грамм.

Поехали искать утопленные с "Романтики" вещи. Ничего не нашли.

Владлен и Игорь в один голос раскритиковали наш лагерь, и Антон дал согласие вернуться на старое место. А за спасение сына Владлен пообещал к 16-летию подарить спасенную "Романтику" Антону.

Возвращение

Мы в этот же день переехали. Причем я на машине доехал, прихватив чемодан и рюкзак с вещами, а Антон сплавился на лодке вниз по течению со всем лагерным скарбом.

Наконец спрятались в приятную тень – все познается в сравнении.

Антон с Игорем ходили за раками. Раков почти нет. Наше место под палатку оказалось занято и Владлен предложил нам одну из своих палаток.

Через день, когда уровень воды в реке спал почти на 50 см, мы решили попытать счастья еще раз и отправились на поиски утерянных вещей.

Антон один на "Волне" пошел к месту аварии против течения, а я с Игорем и миноискателем пошел на "Романтике".

Невероятно, но удалось найти на глубине около метра ЗИП для мотора, коробку с блеснами, спиннинг, зацепившийся за мешок с рыбой.

Это был удачный день, даже счастливый.

23 июля я все еще вожусь с машиной. Снял коллектор, куда крепится глушитель и на котором были сорваны шпильки. На следующий день под дождем два часа добирался до мастерских в Кальновке. Наконец удалось заменить шпильки на коллекторе.

В непогоду Антон читал "Тайну двух океанов", а у меня была одна забота – подготовить машину к отъезду. Когда мне нездоровилось, я рассказывал сыну о своих впечатлениях от Токио или объяснял принцип организации ЭВМ (бит, байт, спрайт).

Машина заработала, и мы съездили и закупили продукты, но главное – купили два ведра абрикосов. В лагере, когда абрикосы немного подсохли, Антошка уложил очень аккуратно половинки абрикосин в эмалированный таз в 6 слоев, каждый слой посыпая сахарным песком. Через два дня мы сварили варенье и слили в эмалированное ведро. Варенье удалось на славу.

Обошлось

Отпуск заканчивался быстро. Мы готовились к отъезду.

Отъезд назначили на утро 9 августа. А днем 7 августа чуть не произошла страшная трагедия.

Я готовил машину, собирал и упаковывал вещи, как слышу с реки раздаются детские визги. Мои сыновья знают, что на воде нельзя кричать, даже когда играешь. Иначе во время беды к тебе может не подоспеть помощь – пока-то догадаются, что ты визжишь не просто так. Я спускаюсь к воде и вижу, как здоровый Антон буквально топит малышей на мелководье. Сдерживая себя, я постарался как можно спокойнее объяснить, что на воде так не играют. Но это была только прелюдия.

Антон посадил в лодку двух малышей (Андрей – 8 лет и Денис 9–10 лет) и перевез их на остров. На острове очень хороший песчаный берег. Течение возле берега быстрое и под водой образуются песчаные барханы и ямы, в которые течением может запросто затянуть. Антон поиграл с детьми, а когда ему наскучило, он просто оставил их на берегу, а сам ушел вглубь острова.

Остров этот небольшой, метров 500 на 500, но этого достаточно, чтобы на лето туда загонять скот на откорм. На этом острове никого никогда не бывает, разве что редко с нашего берега кто-нибудь погреться на песочке захочет или пройтись со спиннингом.

Малыши играли на воде, и Андрей зашел чуть дальше и оступился в яму. Течение и испуг делали свое дело, и он начал тонуть. Денис, храбрый малыш, бросился его спасать, и теперь они тонули оба. Случайно на острове оказался мужик, что большая редкость. Малыши были спасены. Антон оправдывался, что у него болел живот... Но, по-моему, он так и не понял, какая трагедия могла бы произойти по его вине... и по моей тоже, ведь Антон мой сын.

У меня перед глазами еще долгие дни будут лица мальчишек, которые продолжают жить...
Еще день отдыха, сборов и приготовлений к отъезду, и утром 9 августа мы тронулись в Москву.

Более подробно и документально без купюр об отдыхе на Волге в 1986 году можно прочитать в дневнике, который вел Антон. Надо отдать должное Антону, которого хватило вести дневник, несмотря на насыщенные дни и усталость под вечер. Часто писал уже перед сном в палатке при свете фонаря. И, самое главное, не испугался писать достаточно объективно и выдержал это до последнего дня.