2001

Судьба

Когда я окончил школу
и мне предстояло
выбрать тропу,
рядом не оказалось никого,
кто бы мог мне помочь.

Я счастлив, что смог помочь своему сыну в его судьбоносный год.

Р. Лачинов

2001

Для справки

Алексей Лачинов стал
одним из ведущих
художников аниматоров
в России.
Его работы отмечались
на международных конкурсах
и, конечно, в России.
2001

Рядом с детьми

После защиты диссертации я вновь сошелся с первой женой.

Это была не слабость – скорее, наоборот. Мне очень хотелось быть рядом с детьми, и надо было быть рядом, потому что осенью Алешка пойдет в восьмой класс, а по окончании будет решаться его судьба. Редко к кому приходили дети в Институт океанологии, а мои были частыми гостями и знакомились с обстановкой и техникой. Это огромное преимущество, когда дети могут увидеть своих родителей в деле.

Лето 1984 года

Летом мы все вместе едем отдыхать на Волгу. Я уже давно не работаю в Институте океанологии, но поддерживаю дружеские отношения с Олегом Феоновым. Он рассказал о своем летнем отдыхе на Волге и предложил мне туда поехать. Причем предупредил, что место это обжито узким кругом лиц, и информация о нем не подлежит разглашению.

Конечно, рискованно ехать на новое место всем сразу, без разведки, но Олегу стоит доверять. Тем более что лучшего соседства вряд ли можно себе пожелать. Итак, решено – едем. Но у Алешки после седьмого класса трудовой лагерь, а Антон настоял в дирекции школы, чтобы его тоже взяли вместе с братом, хотя он и младше на два класса. Получалось, что мальчишки едут в трудовой лагерь, а я оформляю отпуск на момент их возвращения и мы сразу едем на Волгу.

Как там с продуктами, с климатом? Одно дело – рассказы, другое – жизнь. Заготовил спирт, закупили два ящика тушенки, взял на работе лодку и палатку.

Отъезд откладывается

Мы с Рыжей (я никогда не называл Людмилу по имени, так повелось со стройотряда) все подготовили к отъезду и решили сразу после встречи ребят выехать на Волгу, не теряя ни дня. Поехали встречать поезд. Дети выходят, а Алешка вышел самым последним. Увидев его, мы пришли в ужас: по всему телу у него были целыми колониями язвочки. Причем он ехал не изолированный от детей, и сопровождающие их врачи не только не оказали помощь, но и вообще не обращали внимания "на такие мелочи". Мы тут же сажаем ребят в машину и мчимся с вокзала в городскую больницу им. Короленко в Сокольниках. Она специализируется на подобных заболеваниях. Там подтвердили, что это инфекция, но разрешили забрать Алешку и выдали фукорцин – раствор малинового цвета (раствор Костельяни). Когда Алешку обработали, то на него нельзя было смотреть без улыбки и сожаления. Представьте лицо с большими малиновыми веснушками, а шея, руки и тело – просто как материки малиновых зарослей. Не зная, можно подумать, что парень весь в крови. Отъезд пришлось отложить на один день. Мы сделали занавески на окна автомобиля, все упаковали и через день рано утром тронулись в путь. Теперь дети могли чувствовать себя достаточно свободно и не пугать окружающих. Они очень удобно разлеглись в машине сзади на надувных матрацах и так мы спокойно проехали 1000 км. Никого не укачало, и хорошее настроение постепенно возвращалось – мы едем на Волгу!

Здравствуй Волгоград

В Волгограде я заблудился и поехал не той дорогой. Дорога из бетонных плит вроде бы шла в нужном направлении, но почему-то встречных машин не было. Вдруг передо мной разрыв плит. Если раньше они лежали плотно друг к другу, то сейчас передо мной, поперек дороги, яма шириной около 30 см с острыми бетонными краями. Скорость у меня была приличная, да и машина очень тяжелая – нас четыре человека и скарб для месячного отдыха. Я моментально принял решение прибавить газ, и мы эту траншею проскочили с меньшими потерями – колеса не оторвались, так как они не успели "провалиться".

Это было единственное приключение. В конце концов мы выбрались из Волгограда и через 100 км были у цели. Немного поплутав в пойме, я нашел Олега и мы стали разгружаться.

Собрался народ и, по мере того как мы разгружали машину, шум недоумения вокруг нас нарастал: "Как это все у вас поместилось?" А удивляться было чему: нас четверо, палатка, лодка, кастрюльки и посуда, ящик тушенки и рыболовецкие принадлежности, спальное белье и одежда.

палатка  

Утро, Антон проснулся.
Это единственный слайд, на котором виден наш автомобиль с занавесками. Отдых получился на славу. Мои мальчишки впервые отдыхали "диким" образом, в палатках, на большой воде. Мы сами себе организовали очаг, холодильник (погреб), стол и лавки. Все было чисто, удобно, красиво и весело. Первое время у ребят от "живой" воды болели желудки. Старожилы сказали, что это почти со всеми бывает, и дали нам все необходимые таблетки. У Алешки все болячки сошли довольно быстро – уход, солнце и вода сделали свое дело.

Сталинград  

Съездили в Сталинград, посетили Мамаев курган, поклонились защитникам Родины. Огромное и незабываемое впечатление оставляет этот мемориальный комплекс. Как внимательно и по-разному смотрят на этот величественный памятник ребята.

На снимке, слева направо: Алеша Феонов, Алешка, Антошка, Рыжая.

пойма   Место, где мы расположились на отдых, было очень живописным. Палатка стояла под тенистым деревом на берегу одного из рукавов Волги. Вокруг сочная зелень, старицы. Трудно поверить, что где-то рядом голая степь. Видели много живности у себя в лагере – цапли, черепахи, змеи и назойливого хорька. На старицы ходили ловить раков, щук и линей. Каждый день новые впечатления. Каждый день солнце и вода. Здорово, что рядом был Олег Феонов – добрый, веселый и внимательный человек. Мы научились коптить и вялить рыбу. Можно ли сравнить с чем-нибудь пищу, приготовленную с любовью и со знанием дела на свежем воздухе?
На фото заготовка кузнечиков для рыбалки.

Вернулись в Москву отдохнувшими и с добычей – вяленая рыба и целый таз варенья из абрикосов.

Все фотографии можно посмотреть на странице "Фото архив" в разделе "На Волге".

Поиск призвания

Алешка, мой старший сын, осенью 1984 года пошел в восьмой класс.

Его настраивали мама и бабушка (моя мама), что после восьмого класса он поступит в техникум или ПТУ (профессионально-техническое училище). Я должен был ему помочь правильно выбрать свой путь и демпфировать давление женщин. Мне хорошо было известно, как решения взрослых могут расходиться с наклонностями и устремлениями ребенка, и я не хотел быть отстраненным в этот ответственный период. Я был рядом с детьми – какое счастье! Я заботился о них, а они – обо мне.

Наблюдая за Антоном и его склонностями, я придумал для него игру, вернее, занятие. Купил огромную карту мира и, как ковер, повесил на стену в детскую комнату. Выписал журнал для очень взрослых людей "Зарубежное военное обозрение". В его задачу входило из газет и журналов выуживать информацию о том, кто, где и какую производит военную технику. Он мог для этого привлекать своих друзей и не чувствовать себя в одиночестве.

Мы с Антошкой вместе разработали систему регистрации информации. На карте флажками разного цвета Антон помечал объекты. По цвету легко было определить, к чему относится объект – к подводным лодкам или авиации...

Вся информация по объекту записывалась в специальную карточку. Для этого я принес с работы пачку перфокарт, используемых в больших вычислительных машинах. Похоже, я правильно угадал склонности, так как Антон увлекся игрой, если это можно назвать игрой, и очень быстро стал набирать знания не только географические, но и военно-политические. Перфокарты приходилось приносить пачку за пачкой. А главное, наверное, он понял, как из крупиц информации можно составить неплохую картину происходящего.

Через год, после возвращения из пионерского лагеря, он вдруг объявил:

– Пап, я наверное, буду поступать в военно-политическую академию.

– Чего это вдруг? – спросил я его.

– Я в последнее время политически очень грамотный стал, – ответил Антон серьезно.

Действительно, знания у него были. Он не только знал, на какой верфи создается, например, секретная иностранная подводная лодка, но и в каком городе и на каком заводе делают для нее гребные винты. Он не мог найти себе собеседника, потому что никто из его окружения, включая взрослых, не обладал такими знаниями.

Сыновья тоже заботились обо мне. Самым ярким примером была спецобработка сигарет, чтобы я меньше наносил себе вреда от курения. Они втихаря вынимали из пачки мои сигареты и разминали их до тех пор, пока там не останется столько табака, чтобы не заметить подвоха. Я действительно жаловался тогда, что сигареты какие-то слабые, но почему – узнал много позже.

Алешка занимался своим любимым делом – рисовал. То на тетрадном листке, то на обрывке листка. Увлекся, не отрывая руки, рисовать шариковой ручкой комиксы.

Женщины напирают

Рыжая и моя мама настаивали, чтобы Алеша поступал в техникум на программиста. Я их убеждал, что программистов – море, и зря они думают, что Алешка склонен к логике и порядку. Он любит рисовать, и у него есть талант, убеждал я женщин. Но они были глухи и не верили в его способности. Тогда я предложил взять рисунки Алешки, показать их преподавателям Суриковского училища и узнать их мнение. Остановить меня было невозможно.

Мы взяли рисунки и поехали. Прошли в институт, нашли одного из ведущих преподавателей, объяснили ситуацию. Он посмотрел внимательно на рисунки и сказал: "Парня надо учить, у него определенно что-то есть!" Этого оказалось для матери мало, тогда через несколько дней мы поехали с рисунками в Строгановский институт и услышали то же самое: "...у мальчика определенно талант".

В эти институты Алешке после 8-го класса не поступить. Я нашел лучшее, на мой взгляд, – Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года. Мы вновь с матерью собрали рисунки и поехали к преподавателям.

Это было уже 22 января. Я понимал, что времени у нас не так много для полноценной подготовки. Теперь женщины со мной уже не спорили.

Преподаватель, Канушкин Анатолий Сергеевич, посмотрел и оценил рисунки. Я спросил его, кто мог бы подготовить сына к экзаменам. Он дал нам телефон Борисова Василия Петровича, который ведет кружок в Доме культуры "Химик" на Павелецком вокзале и подготовит ребенка к экзаменам. Это вселяло надежду.

В понедельник, 4 февраля 1985 г., мы вместе с Алешкой прибыли на первое занятие.

Занятия в ДК "ХИМИК"

Это была серьезная подготовка, и Алешка не пропустил ни одного занятия в течение трех месяцев. Он и раньше ходил в разные кружки рисования, но ему не было так интересно, а скорее, было скучно. Здесь он попал действительно в хорошие преподавательские руки, и ребят учили, не давая скучать. Нагрузка была огромная.
Я искренне гордился Алешкой.
понедельник 18:00 - 21:00
вторник 17:00 - 21:00
среда 17:00 - 21:00
четверг 17:00 - 21:00
пятница  
суббота 17:00 - 21:00
воскресенье  
В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС, главой Советского Союза стал М. С. Горбачев.

1 июня 1985 г. (запись из дневника)
У Алеши экзамен – алгебра. Ходили с Антоном. Пили коктейли, мороженого нигде нет. Жара 30 градусов. Ходили к школе, сказали, что нет ключей от дома. Думали прорваться к Алешке – не дали. Алексей вышел предпоследним – сдал.

Вступительные экзамены

Алешка посредственно окончил восемь классов. Опасения, что он завалит какой-либо экзамен, позади. Теперь самое главное – поступить в художественное училище. Первое – это предоставить свои рисунки для допуска к экзаменам.

Мы вместе смотрели разные его работы, и наши мнения расходились. Алешка отобрал рисунки с буденовками и флагами, а я советовал ему взять другие рисунки, где он рисовал "от души" и натюрморты, нарисованные в кружке. Я никогда не настаивал и не требовал. У нас всегда были доверительные и дружеские отношения. Так и в этот раз, несмотря на важность события, я просто посоветовал сыну взять другие рисунки, но он решил по-своему.

Он поехал на собеседование, зарегистрировался, показал рисунки и... получил отказ. Это была катастрофа. Столько сил, я уже не говорю про средства, положено и самим Алешкой на подготовку, и нами, чтобы поступить, а тут на самом пороге отказ.

И тут случилось чудо. Когда я, его отец, вроде бы боец, опустил руки, Алешка собирает рисунки, которые я ему советовал, и снова едет в училище. Каким-то образом ему удается пройти незамеченным второй раз регистрацию. Ура! Рисунки его приняли и допустили к экзаменам. А экзамены были серьезные.

1. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (для всех специальностей)

с 1 июня по 2 июля ПРОСМОТР ДОМАШНИХ РАБОТ (по отдельному расписанию)
  (рисунок, живопись, композиция).
4-6 июля РИСУНОК
  Выполняется натюрморт с натуры, состоящий из 3–4 предметов различных по форме и материалу (изделия из глины, стекла, дерева, металла, гипса и др.), 1–2 драпировки со складками. Материалы – бумага, карандаш. Размер – 1/2 чертежного листа.
Срок выполнения – 12 учебных часов (3 дня по 4 часа).
7-8 июля ЖИВОПИСЬ
  Выполняется натюрморт с натуры, состоящий из 3–4 предметов различных по форме и материалу, цвету и тону и драпировок. Материалы – бумага, картон, холст, акварель, масло. Размер – 1/2 чертежного листа.
Срок выполнения – 8 учебных часов (2 дня по 4 часа).
9 июля  КОМПОЗИЦИЯ
  Выполняется станковая композиция на заданную тему (содержание задания объявляется экзаменационной комиссией в день проведения экзамена). Материалы – бумага, акварель, гуашь. Размер – 1/4 чертежного листа.
Срок выполнения – 5 учебных часов.
   

2. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ

13 июля РУССКИЙ ЯЗЫК
15 июля ЛИТЕРАТУРА
   

Я помню, как мы с Алешкой готовились: ездили и искали сюжеты и Алешка делал наброски. Так, из удачных сюжетов, как мне кажется, был Северный речной грузовой порт Москвы с вереницей портовых кранов, похожих на огромных птиц.

Я, конечно, больше всего переживал за русский язык и литературу. Подготовка у Алешки была ничтожная. Алешке была дана масса советов – где сидеть, куда смотреть (если бумага с диктантом у преподавателя просвечивает). Нашли "отличника" и договорились, что Алешка сядет на экзамене с ним рядом. Короче говоря, действовали. Алешка с честью прошел все творческие экзамены. Прошел он и общеобразовательные, и то, я думаю, потому, что он с большим успехом сдал предыдущие экзамены – рисунок, живопись, композиция. Это был огромный праздник!!!

Всемирный фестиваль

Летом 1985 года в Москве был XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов (с 27 июля по 3 августа). Гостями фестиваля стали 26 000 человек из 157 стран мира. Лозунг фестиваля – "За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу".

В этот год мы остались в Москве. Ребята поехали в пионерский лагерь. На время фестиваля Алешка приехал в Москву и мы были почти всегда вместе.

Алексей Лачинов - Спутник Алексей Лачинов - Чебурашка
Я уговорил Алешу участвовать в конкурсе художников, объявленном редакцией газеты "Дружба", и мы, гуляя по Москве, придумывали разные сюжеты. Алешка придумал три сюжета. Теперь надо было их реализовать.
Казалось, просто: нарисовал – и отослал. Мы вместе отправились в редакцию и узнали, что принимаются рисунки определенного формата и только выполненные тушью. Так Алешка впервые взялся за тушь. Он подготовил три рисунка – "Спутник", "Чебурашка" и "Паровозик".
Мы вновь вместе поехали в редакцию и отвезли рисунки на конкурс. У нас их приняли. Я рад был на конкретном примере показать сыну, что если есть цель, то самое главное – действовать, а не "мечтать".

Мы каждый день начинали с поиска и покупки газеты. Всего их вышло 10 номеров. Вот, что мы прочли в десятом, последнем номере фестивальной газеты "Дружба".

Алексей Лачинов - паравозик
 

Как только Алеша поступил в художественное училище, я расстался с Рыжей и жил у мамы.

Этот год был очень напряженным и плодотворным. Казалось, все есть для того, чтобы жизнь у Алешки сложилась, и она, кажется, сложилась.

предыдущая страница
быстрый переход
следующая страница

Фото

Родина Мать

 

Документы по теме

2001
Hosted by uCoz