Медицинский информационный центр
Октябрь 1998 года, я без работы. Виталий Кеонджян предлагает мне сьездить посмотреть вычислительный центр у поселка Медвежьи озера в Щелковском районе Подмосковья.
Вычислительный центр меня поразил своими масштабами. Достаточно сказать, что стойки компьютеров IBM напрямую были подключены к сервисной службе IBM за океаном через оптоволокно. Не раз случалось, что из-за океана указывали на ошибки или неисправности раньше, чем их замечали специалисты на месте. Не помню историю создания этого центра, но он предназначался для автоматизации продажи авиа билетов. Назвали эту систему Сирена-3. Техника только-только обкатывалась, набирался штат и мне предложили там возглавить один из отделов. По результатам поездки в ОАО МТК «Сирена» я пишу ...
15/10/1998 Москва.
Виталий Павлович,
Не уверен, что смогу передать данное послание из рук в руки, поэтому оформил именно так.
Сергей Ефремов ознакомил меня с системой и, в принципе меня устраивает предложение, поступившее от него. Вот только дорога в день занимает 3 часа. Спасибо за участие и поддержку.
Помню, что в нашем разговоре был затронут вопрос о необходимости или желательности расширения функций системы. У меня есть несколько предложений, но наиболее масштабное и, как мне кажется, лучше других вписывающееся в систему, я изложил ниже. Естественно это пришло не сразу, и, конечно не окончательное, но основа идеи изложена полностью. Думается, что даже если идея будет поначалу не принята, то со временем она все равно будет реализована в том или ином виде.
Рубен Лачинов.
15/10/1998 Москва.
Предложение
по созданию информационного центра
и специализированной сети.
В настоящее время у вас в распоряжении огромные вычислительные мощности с коммуникациями, нацеленные на вполне определенные задачи. Однако, как и у любой вычислительной системы, имеющиеся резервы позволяют параллельно решать не менее сложные задачи, не нанося ущерба целевому использованию системы.
Необходимость проведения таких изысканий диктуется прежде всего самим рынком, с его достаточно жесткой хваткой, а также требованием к повышению рентабельности системы.
Условия и требования, рассматривавшиеся при выработки данного предложения:
- спрос или его прогноз;
- социальная потребность (источники организационной и финансовой поддержки);
- минимальные материальные затраты для реализации;
- масштабность, созвучная имеющейся системе;
- конкурентно способность.
Сегодня при бурном развитии информационных услуг, трудно найти новую нишу и, на первый взгляд, решать такие задачи можно или за счет сервиса или снижения стоимости услуг. Такое решение может временно решить проблемы, так как может достаточно легко «родить» конкурента. Имеющиеся мощности и их стоимость подсказывают, что чем в большей степени удастся их использовать, тем живучей будет система в конкурентной борьбе.
Другим фактором живучести является потребность. Можно ли найти массового потребителя, чтобы информация была нужна как хлеб или как бензин для авто? Можно ли найти такую сферу, чтобы заинтересовать периферию, региональных руководителей и получить финансирование из бюджета? Ответ не прост. Одно из решений которое было найдено в результате изысканий изложено ниже.
Чтобы сразу дать ключ к предложению рассмотрим проблему первого уровня.
Предположим ваш родственник нуждается в медицинской помощи. Где вы сегодня можете получить достоверную информацию о квалификации необходимого врача, стоимости услуг и степени их доступности? Такой информации нет.
При решении данной задачи любой гражданин сможет по средствам выбрать гарантировано лучшую помощь в том районе или городе, куда он готов прибыть.
Разумеется, самое сложное в этом – «гарантировано лучшую»!!! Для решения этой проблемы должно быть проведено ряд организационных мероприятий с Минздравом (лицензии, сертификаты, квалификационные экзамены или другие механизмы подтверждения или получения квалификации), c системой персонифицированного учета пенсионного фонда (для отслеживания движения медицинского персонала), а также организации обратной связи с клиентами (больными).
Обратная связь может осуществляться несколькими путями:
1, Через известный гражданам телефон системы, почтовый адрес, включая электронный и адрес WWW сервера.
2. С помощью заполнения заготовленных бланков в медицинских учреждениях, которые ВСЕГДА доступны возле специальных опломбированных ящиков, типа почтовых. Из этих ящиков систематически забирают информацию спец. курьеры службы.
3. Обязательный сбор информации «из зала суда» по интересующей тематике.
Возможно достаточным является путь под номером 1. Но в средствах массовой информации периодически должен быть указан этот путь с разъяснением его значения и пользы. Со временем телефон будет в памяти как 01, поэтому с телефонными линиями тоже надо поработать.
Итак, наличие обратной связи с одной стороны и признание квалификации официальными органами – с другой, позволят на основании статистических данных дать объективную оценку.
Такой подход позволит лучшим врачам повышать расценки и достойно зарабатывать, худшим – снижать расценки и стремиться повышать свою квалификацию и репутацию. Именно здесь, на мой взгляд, основной источник финансирования – оплата медицинскими учреждениями и работниками либо информационного налога, что для всех лучше, либо оплата информационных услуг. Несомненно, что мед. работники высокой квалификации или считающими себя таковыми, будут заинтересованы в регистрации себя в системе, так как это мощная реклама. Работники с низкой квалификацией в рекламе заинтересованы, но со временем они могут бойкотировать систему. Однако в интересах здоровья нации низкая квалификация в медицине опасна, поэтому думаю что решение об обязательном включении в базу данных системы ВСЕХ врачей можно провести законом на федеральном уровне и в местных законодательных органах. Не надо говорить о том, что система позволит решительно избавиться от шарлатанов.
Гражданин сможет получить справку :
- по телефону;
- в специальных пунктах, скорее всего совмещенных с аптеками (туда ходят только из-за болезней или боязни ее схватить) или в любой аптеке ( в зависимости от принятых решений на уровне местных органов власти). В этих же пунктах можно заполнить бланк "обратной связи" с отзывом о враче, больнице и т.д.;
- через интернет, используя поисковые системы или известный адрес WWW сервера.
Кроме того, информация частично может быть получена из периодически выпускаемых бюллетеней или собственного журнала (в перспективе).
В базе данных могут храниться ключевые истории болезней больных ведущих специалистов. Такие данные не только помогут клиентам убедиться в квалификации, но и необходимы при решении проблем второго уровня, когда точно надо знать профиль врача и его специализацию или опыт до тонкостей.
Если задачи первого уровня следует начинать решать в крупных городах, то задачи второго уровня, в основном, на периферии и в транспортных средствах с длительным временем присутствия пассажиров (самолеты, поезда, корабли и пр.) Именно второй уровень позволит максимально использовать мощности системы, наращивать их в интересах решения основной задачи (бронирования а/б) с меньшими итоговыми затратами. Суть второго уровня заключается в обеспечении персонала периферийных медицинских учреждений квалифицированной консультацией ведущих специалистов страны и мира, вплоть до сопровождения сложных операций. Это своего рода информационные визуальные мосты с использованием вычислительных мощностей в совокупности с быстрыми каналами связи. Система имеет развитие, поскольку в перспективе может охватывать все города страны, крупные населенные пункты, ведущие клиники страны.
Цель – оказание квалифицированной медицинской помощи в экстренных случаях персоналом с недостаточной квалификацией под руководством ведущих специалистов страны, а также накопление электронного архива, включая видео консилиумы, для обучения и повышения квалификации медицинского персонала.
Для этого в городе или населенном пункте достаточно иметь одну оборудованную студию подключенную к системе (через спутники, оптоволоконные линии связи или выделенные пары) и местная передвижная (ретрансляционная) установка, для возможности вести диалог из местной операционной или какого либо другого зала (заседаний). При отсутствии экстремальных ситуаций, такая студия может использоваться местными органами власти для решения своих проблем, но не наоборот. При такой постановке вопроса, когда студии будут размещаться под контроль местных властей с возможностью их использования, организационные вопросы и вопросы финансирования на первом этапе могут решаться намного легче, тем более что здоровье волнует всех, а тех кто у власти, как правило, волнует больше. При реализации в городе такой студии намного дешевле организовать бронирование авиабилетов, и наоборот.
Кроме того, при оборудовании ведущих клиник страны такими студиями, можно видеть проведение операций или методов лечения ведущими специалистами.
На самолетах и железнодорожном транспорте не обязательно иметь визуальный канал - это затруднено технически, но звуковой канал экстренной медицинской помощи (высокой или высшей квалификации) также хорошо вписывается в систему.
Решение задач первого и второго уровней позволяют создать всероссийскую систему, развивающуюся вплоть до села с различными возможностями, в зависимости от каналов связи, причем во многих случаях при массовом спросе достаточно будет войти в Интернет.
Третий уровень состоит из двух этапов, реализация которых может идти параллельно:
– разработка оборудования для непосредственного подключения к компьютерам студии датчиков и регистраторов медицинского оборудования, чтобы можно было с высоким качеством, всеобъемлюще и удобно отражать все параметры больного во время, например, операции на экранах ведущих специалистов как в стране, так и в мире.
- создание сети (электронной) ведущих клиник, мед. институтов и медицинских учреждений.
Думается, что при такой постановке можно надеяться на монополию в информационной поддержке. Имеющийся материал в базе данных системы несомненно будет интересен для выпуска различных бюллетеней и открытия дополнительных страниц в интернете.
Кроме того, в системе может быть организована глобальная всероссийская база данных по наличию на данный момент медицинских препаратов, крови, и т.д., включая оборудование. Основная цель – помощь в экстренных случаях.
Минздраву России или правительству Москвы заманчиво использовать почти готовую систему, стоимостью более 150 млн. долларов США. Кроме того, ядро системы уже смонтировано и персонал обучен. Здесь есть над чем поработать, но и масштабы интересны, да и весьма благородно!
Для окончательного решения, конечно необходимо понять масштаб явления и оценить количество больниц, врачей (включая частников), клиник, число блуждающих больных и т.д. Эти данные, следует извлечь в министерстве. Но я уверен в высокой потребности и рентабельности системы.
Теперь о финансах. Считаю, что на первых порах справки могут выдаваться платно, чтобы сдержать вал в период становления системы и обучения персонала (накатка системы). В последующем, при оценке достаточности финансирования за счет поступления средств за регистрацию в системе, от рекламы (размещаемой в информационной среде фармацевтами, клиниками и пр.), от Минздрава и частных врачей, справки для населения должны быть бесплатные.
P.S.
Конечно изложена идея, которая потребует более детальной проработки и оценки организационных вопросов, вычислительных мощностей и достаточности или возможности использования каналов связи.
Буду рад, если предложение окажется полезным и труд не пропадет даром.
Рубен Лачинов.
Для справки и понимания. Виталий Павлович Кеонджян занимался лоббированием в ГосДуме и плотно работал с депутатами. Ему хорошо известно как протолкнуть тот или иной закон.