Программа Cargo
Инструментом для написания программ у меня была программа Дельфи (Delphi). Я имел небольшой опыт создания документов в формате Word и Excel, но его явно не хватало и пришлось поднимать все с нуля. Мне пришлось самому разбираться в исходных документах и вникать в технологию их подготовки. Сам себе составлял техническое задание, придумывал формы и методы решения. При практическом воплощении, как и у всякого творца одиночки, бывали периоды беспросветных тупиков. Конечно, я купил необходимую литературу и часами искал решения своих проблем в Интернете. Так, например, когда я замучился искать способ как разместить рисунок в конце многостраничного документа в формате MSWord, то пришлось написать письмо (email) автору книги Василию Корнякову. Он ответил мне не сразу, а только на повторный запрос и сообщил, что не знает решения и просил написать ему, если решение будет найдено. Я, конечно, потратил несколько дней, чертыхаясь в поисках решения, но усилия не были напрасны - нашел. |
Первые версии программы носили название "Invoice".
Программа позволяла автоматически сформировать необходимые документы для международных автомобильных грузовых перевозок.
Источником данных для программы являлся заранее подготовленный «Рабочий инвойс» (РИ) в формате Excel, составленный по определенным правилам. Надо сказать, что составление РИ очень трудоемкий и самый ответственный этап в подготовке документов. Моя программа с готового РИ формировала 6 документов, необходимых для российской таможни и 2 служебных:
Инвойс | Спецификация |
Упаковочный лист | Приложение контракта |
Декларанту | CMR – шаблон для заполнения |
Инструкция водителю | |
Расписка водителя |
Зная, как не просто внедряется все новое, я в программе предусмотрел развернутые подсказки, которые по шагам могли провести по всему пути подготовки и выдачи документов.
Программа работала и радовала не только меня, но и сотрудников. Правда, не всех. Некоторые не торопились отказываться от привычных форм работы. На этом первый этап создания программы был завершен.
Cargo - создание новой формы
РИ, с которого моя программа считывала данные, совершенно не был приспособлен для автоматизации.
В этом документе (РИ) лекго было допустить ошибку и требовалось много времени для его создания и проверки.
Вот фрагмент РИ, в котором мне предстояло разобраться, чтобы написать программу.
Обратите внимание - в колонках стоимости и веса под каждой группой товаров идут итоговые цифры и различные коэффициенты с формулами, а в конце таблицы требуется определить общий вес и стоимость всех изделий. Тем не менее я научил свою программу обрабатывать такой документ и проверять его на возможные ошибки.
Когда программа была готова для "обкатки", мне стало ясно, что основной исходный документ, с которого программа считывает все данные, следует сделать более "читаемым" с точки зрения автоматизации процесса. И я приступил к созданию новой формы "Рабочего инвойса" (РИ). Через некоторое время я выработал новую форму РИ и начал ее внедрять. Это был самый напряженный этап внедрения программы.
Фрагмент РИ нового образца, к которому надо было перейти безболезнено, не нарушая производственный ритм компании.
Скажу откровенно, что даже ярые мои сторонники опасливо отнеслись к этой инициативе. Уж очень сильно она отличалась от привычной для них формы, с которой они много лет проработали и знали все нюансы ее заполнения.
В дополнении к новому РИ я написал программу "CargoMacros", которая проверяла в РИ все формулы, сроки действия разрешительных документов и помагала легко анализировать и корректировать весовые и стоимостные параметры груза.
В августе 2008 г. внедрение программы, включая доработки и обучение было завершено. Все сотрудники перешли на новую форму Рабочего инвойса. В сентябре моя программа была установлена на каждом компьютере компании. Так завершился второй этап создания программы.
"Cargo" - третий этап
Когда новая форма РИ завоевала доверие я готов был пойти дальше - автоматизировать создание РИ непосредственно с заявки поставщика. Для этого необходимо было создать базы данных по грузам, товарам и изделиям, которые уже перевозились компанией. Я подготовил шаблоны и сотрудники стали готовить из старых РИ таблицы в формате EXCEL. Я написал специальные программы, позволяющие копировать данные из таблиц в формате EXCEL в базы данных. К декабрю 2008 года были готовы и новая программа и базы данных основных поставщиков. С этого времери программа получила новое название "Cargo".
Новая версия программы умела:
- с простой заявки клиента сформировать по всем правилам рабочий инвойс, внося недостающие параметры из баз данных фирм поставщиков. Если в базе таких данных не оказывалось, то она (база) пополнялась. Так программа набирала силу с каждой заявкой.
- проверить рабочий инвойс по всем параметрам
- сформировать документы для таможни.
Это был мой первый опыт по созданию сетевой базы данных, так что пришлось попыхтеть. Когда все заработало, мне легче стало наблюдать за работой специалистов и понять, что еще не все автоматизировано. Оказалось, что на каждое изделие сотрудники в своих бумагах ищут подходящие сертификаты, сканируют их, распечатывают и прикладывают к пакету документов для таможни. Это меня подтолкнуло для дальнейших действий, а третий этап закончился.
"Cargo" - этап последний, кажется ...
Теперь можно было попробовать полностью автоматизировать создание РИ и привязать к рабочему инвойсу разрешительные документы, обеспечив их поиск, хранение и печать.
Программу пришлось полностью переделать.
Также, по новому, надо было посмотреть на организацию баз данных. В конечном результате на свет появилась очередная версия программы, совсем не похожая на предыдущие.
Так выглядит программа при выборе режима работы. | После выбора режима окно программы разворачивается. |
Сначала для организации баз данных я использовал BDE (Borland Database Engine). Но к тому времени, как стала внедряться опреационная система Windows 7, оказалось, что компания Borland прекратила свое существование и новую операционную систему не поддерживает. Пришлось перестраивать программу под MS SQL Server