НИС Дмитрий Менделеев - 22 рейс, февраль 1979 года.


Утром в столовой подали макрель (карифену), пойманную членами экипажа и мною в том числе.
После завтрака мы собрались в лаборатории, чтобы немного отдохнуть, спеть под гитару - не получилось.

... вспоминаю ...
Моя ЭВМ подавала сигналы для донной станции, которая должна была их услышать.


Плужников, великолепный человек и ученый, попросил написать для него небольшую программу. К 20:00 я ее закончил и хотел показать, но он уже отдыхал.
Судно лежало в дрейфе. У кормы, в районе гребных винтов я увидел черепаху длиной около 40 см темно-кремового цвета. Она величаво плавала, с любопытством оглядывая наше судно. Прибежали матросики и пытались ее выловить, слава богу - не удалось.
Обрабатывали магнитофонные записи другого отряда. Сотрудница проявляла ко мне интерес.


Прибирался в лаборатории.


Выдали по бутылке вина.


Тренируемся говорить по-английски - готовимся к заходу в порт.
Донная станция должна всплыть по программе. Пытаемся услышать ее сигналы - их нет.
Искали станцию весь день по радиомаяку - ничего. Видимо, радиомаяк не работал или антенна с отражателем поломалась.
Последняя надежда найти станцию ночью по проблесковому маячку, пока ее не захватили другие.
Были выставлены наблюдатели по всему периметру судна. Практически все члены экипажа смотрели, впиваясь глазами в бескрайние просторы океана, чтобы разглядеть светящуюся точку маячка.
Повезло, нашли!
Готовили постановку еще двух автономных донных станций.
Федор Константинов, начальник сахалинского отряда из СКБ САМИ.
СКБ САМИ - Специальное конструкторское бюро средств автоматизации морских исследований.
Отряд был представлен разработчиками автономной донной станции и учавствовал в проводимых нашим отрядом гидроакустических экспериментах.
Работа их была уникальной и представляла большой интерес как для науки, так и для военных. Все это дополнительно накладывалось на амбициозный и заносчивый характер Федора.
Дед - это старший механик на судне.

В этот день ему даже во время отдыха приходилось быть на страже (растопыренные ушки) и в полной боевой готовности.
Постановка донных станций в 23:00 не состоялась, перенесли на завтра на 7 утра.
Донные станции установили.
Опустили за борт излучатель и гидрофон для работы с донной станцией - ей можно было передавать команды и принимать от нее информацию.
У гидроакустического приемника дежурил Ф. Константинов. Казалось, что он наслаждался отведенной ему ролью - принимать сигналы донных станций.
Жизнь на судне как будто остановилась. Все были озабочены постановкой донных станций на несколько суток. Такого на "Дмитрии Менделееве" еще не было.
Неизвестно, как далеко нас отнесло течением, как далеко отнесло течением станции при погружении, да и потом при всплытии. Да и вообще, удастся ли им благополучно всплыть?
Наступил день, когда донная станция, поставленная на сутки, должна была всплыть по заложенной в ней программе. Пеленговали ее радиопередатчик, искали станцию локаторами - безрезультатно. Проблесковый маячок тоже не был виден.
Всплыла или не всплыла?
Остановились, опустили излучатель и гидрофон. В системе сгорела микросхема (операционный усилитель). Нашел и починил.
Через излучатель передали команду на всплытие - получилось. К вечеру станцию нашли.
Весь экипаж озабочен: как поведет себя станция, поставленная на 4 суток?
У Власова сломался плоттер, просил посмотреть.
Починил плоттер. Похоже, я даже не ложился спать, зеваю.
Весь день работал с гидроакустической системой.
Вечером пришла сотрудница из другого отряда с магнитофонными записями. Перешли к застолью, чтобы якобы потренировать бытовой английский язык.

Хочу откровенно сказать, что во время рейса я ни разу не поддался соблазну, но это далось нелегко.
Получил и отправил радиограмму домой, а уже хотел отправлять радиограмму подружке жены, Соне.
Мы достигли экватора. Жарко.
Юстировал (регулировал) магнитофон.
Постоянно обливаемся холодной водой и принимаем душ - жарко.
Работали с донной станцией по гидроакустическому каналу до 5 утра 9 февраля.
В перерывах удавалось поиграть в бильярд.
Виталий что-то влил в себя вместе с тараканом.
Регистрировали сейсмическую обстановку.
Пытались передать на донную станцию команды. Усилитель излучающей системы вышел из строя. Ремонтировали до 2 часов ночи.
После ремонта лег спать до 5 утра - планируемое время всплытия станции.
Пока я спал, в 3 часа утра на донную станцию передали команды, отменив всплытие на 5 утра.
После совещания приняли решение поднять станцию в 9 утра, и в 8 часов утра передали такую команду.
Регистратор с первой станции пока обрабатывается вручную.
Удивительное чувство радости и гордости, приобщения к чему-то совершенно новому возникает, когда донная станция поднимается на борт судна.
На судне праздник - День Нептуна!
Удивительно динамичный, красочный праздник.
Кто не был задействован в празднике, щелкал фотоаппаратом или снимал на камеру.
Вечером за пересечение экватора вручили дипломы.
Праздник длился до самой ночи: пили, танцевали, играли на ЭВМ.
Послал домой радиограмму.
Погуляли так хорошо, что до 3 часов не поднимались.
Изучали следы вчерашних похождений.
В 19:00 организовали своими силами концерт.
Во рту сушняк, а тут только по 50 граммов питьевой воды.
Изучали записи с регистраторов донной станции.


Виталий Пашков попросил отремонтировать его усилитель.




Наконец-то глазу есть за что зацепиться, а то кругом одна вода, а тут живописные Филипинские острова.












Вечером посидели - Серега (токарь), Петрович и я.
Изучаю схему французского измерительного магнитофона.
Готовимся к размещению аппаратуры в глубоководном подводном аппарате Pisces.
Пилотов подводников пока нет на судне, мы их должны встретить в Сингапуре.



Загорал. Принесли какой-то редуктор. Все вопросы снял.





Передали по радио, что наше рыболовецкое судно было обстреляно с китайского корабля.
На границе Вьетнама с Китаем напряженная обстановка.
Тревожно.


Задумки на будущее: идея использовать синтактик для автономного донного акустического модуля (АДАМ).
Утром загорал.



Первый помощник капитана грозил неприятностями. Что-то было связано с моей обувью.












Что за событие стоит за наброском самолет - женщина - придавленный машиной человек, не могу вспомнить, но это, видимо, весть из дома.






Все заняты обработкой результатов, кроме Феди Константинова.

Спаял схему для обработки сигнала с магнитофона.

Подготовил письмо домой.


Федор Константинов мыл полы (уже событие), не вставая с колен.






Мы с Петровичем отдыхали до 4 часов утра.

Обстановка на севере Вьетнама раскаляется. Вслушиваемся в радио. Настраиваем телевизоры на новые частоты и пытаемся узнать новости от местного телецентра.
Выдали 217 сингапурских долларов.



Сингапур. Встали на рейд в окружении пяти китайских судов. Недалеко видны были и наши научные суда.

Каждому члену экипажа выдали временный документ на право посетить город Сингапур.

Сингапур. За день мы пешком прошли его до самых до окраин.
На себе почувствовали тропический ливень.


Торговцы в магазины зазывают почти силком, сбрасывая цену вдвое, лишь бы купил.














Вернувшись на судно, уже было ясно, что Китай ведет войну на севере Вьетнама, мы настороженно наблюдали за китайским судном, стоящим к неам ближе других.

Знакомство с городом состоялось, теперь день серьезных покупок.
Я купил шикарную кассетную деку Alpine. Все, как правило, покупали "мыльницы" - переносные однокассетные магнитофоны. Это выгодно было для продажи на Родине - их сдавали в комиссионные магазины. Я купил для себя!





Вечером на судне ко мне выстроилась очередь, чтобы послушать качество звучания - оценили "отлично".













Китайская агрессия вызывала тревогу не только на судне, но и в городе. Напряжение это чувствовалось везде, ведь в Сингапуре китайцы составляют чуть ли не большую часть населения.

Утром снова пошли в город. Теперь просто погулять.
В одном из небоскребов располагалась сингапурско-советская компания SingSov, где советские моряки могли отдохнуть. Там можно было цивильно помыться (то ли душ, то ли сауна). Каждый раз выдавали шикарное чистое полотенце. Для нас это было в диковинку.
В полдень мы вернулись на судно пообедать. Я уже потратил основные деньги, а кто-то еще затоваривался мешками.
Отдыхая, я наслаждался качеством звучания своего приобретения.
Зная как волнуются дома из-за военных действий Китая, все пытались как можно быстрее успокоить своих близких. Я пошел к Яблокову (зам нач. экспедиции) за советом где и как можно отправить телеграмму. Мне он ответил, что можно отправить за 10 долларов.
Радиосвязь в порту резко ограничена, разрешена только на прием, а чтобы передать, надо ждать выхода из порта. В обед получил радиограмму,
а вечером подготовил свою для отправки. Тоскую.

Для дома и капитана купил штекера "Тюльпаны". У нас это дефицит.
У Виталия Пашкова на 25-м кадре заел фотоаппарат.
Купались в открытом бассейне за 40 центов. Отдохнули, освежились.
Половина срока экспедиции прошла.
Но, как окажется позже, нам продлят этот срок.
Хочу домой.
Пересчитал советские деньги - у меня 45 копеек.



На фото слева направо:
Виталмй Пашков, Петрович, я ...

Наша тройка: Петрович, я и Амбросимов.
Старший механик Горохов нес вахту и попросил купить ему акустические колонки. Мы с Петровичем выполнили просьбу и таскали их до обеда. Амбросимов помощи не предлагал и все время был налегке.
Зашли в SingSov освежиться.
Сэкономили на баре.
Амбросимов нарвался на автоматический турникет, да так, что очки слетели. Неудивительно, ведь мы такой техники никогда не видели.
Нашли почту. Оказалось, можно послать аэрограмму - специальный бланк в один лист, на котором пишешь текст и адрес, заклеиваешь, платишь 35 центов и письмо идет авиапочтой без задержек. Отправили и вздохнули с облегчением, потому что знаем, как могут волноваться родные в связи с военными действиями.
После обеда была организована экскурсия в Tiger park. Было очень жарко при высокой влажности.
Местная печать писала, я бы даже сказал кричала об эскалации военных действий.
Все ловили информацию при любой возможности.

Мы все еще на рейде в Сингапуре.
Получил три письма из дома через Советское консульство
Начальник экспедиции Озмидов:
- У меня только 200 долларов. Разве это деньги?
- А у меня... - ответил ему морячок.
Виталий Пашков что-то зажал - характер.

Я с Петровичем в Сингапуре.

Полицейские с удивлением взирали, как с огромными упаковками члены экипажа шестовали по улицам города к причалу.
Как потом выяснилось, что в любом магазине можно было попросить доставить груз на борт судна совершенно бесплатно.

Город уже изучили так, что остались на судне.
Весь день снимал частотные характеристики радиоаппаратуры, купленной членами экипажа.
Тоскую по дому.
Слушаем и обсуждаем сводки с полей сражений.

Утром к нашему судну подплыл катер с китайского корабля и кошкой зацепился за корму. На катере были агрессивныо настроенные китайцы. Наши морячки обрубили фал и китайцы ретировались.
Начал изготавливать стереоусилитель для своей деки Alpine.
Жутко болит голова.
Подготовил письмо домой, чтобы отправить через наше консульство. Была проблема с маркой.

Недалеко от нас бросило якорь научное судно "Академик Вернадский". Обменялись теплыми приветствиями, и они на шлюпке переправили нам подарок. Кажется, это была бочка рыбы и еще что-то.
Во второй половине дня покидаем Сингапур.
Изготовил радиаторы для мощных транзисторов своего усилителя.
Собираю, монтирую и паяю усилитель для деки.

Начинаю испытывать и настраивать свой усилитель на 10 ватт.
Как только отошли от Сингапура, запрет на радиопередачу был снят и с нашего судна пошли в эфир радиограмма за радиограммой.
На обороте:
Петрович взялся сделать для моего усилителя трансформатор. Спасибо!!!

Удивительно живописный Зондский пролив, разделяющий острова Яву и Суматру.
Вода как ковровом покрыта пензой светло-бежевого цвета. По берегам небольшие рыбацкие поселения.
Идем в Индийский океан.
Для испытания своего усилителя я взял у Горохова (старшего механика), купленные им колонки на 10 ватт. Надо же было случиться, что я по неосторожности спалил обмотку динамика одной колонки. Это был для меня шок.
ДинамикГорохов, я и Петрович со сгоревшим динамиком
На судне открыли агитпункт - в стране выборы. Там можно поиграть в шахматы.
На обороте:
Мы с Петровичем легли спать в полночь, озадаченные проблемой сгоревшего динамика.